Рейтинг@Mail.ru
САЙТ АНДРЕЯ ХАЧАТУРОВА

О БЕГЕ И НЕ ТОЛЬКО...

(путевые заметки ультрамарафонца)

Моя страница на

"ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ 17"
ЭЛЬТОН УЛЬТРА ТРЕЙЛ

Вячеслав Глухов: Андрей, здравствуйте! Наши участники на дистанции Ultimate 100 miles задают вопросы по поводу подбора обуви для участия в 100-мильной гонке. Мы понимаем, что особенностей может быть много, начиная от веса, шнуровки, количества пар и заканчивая уровнем пронации марафонца. Хотелось бы услышать развернутый Ваш экспертный обзор. Что и как надевать и эксплуатировать на Elton Volgabus Ultra-Trail® ! Спасибо что с нами!

David Hayrapetyan: Будет ли лучше поменять 2 пары или в одних?

ussr

ОТВЕЧАЮ

Сразу могу сказать, Эльтон прекрасен тем, что позволяет обойтись без строгого подбора узкоспециальной обуви, и даёт выбрать то, что максимально удобно и привычно. Если бы не крупный скот со своими копытами, то предстоящую дорогу можно было бы назвать практически идеальной.

Это плотно сбитая поверхность, но она всё-таки мягче асфальта. Хотя… При такой температуре асфальт тоже не страдает излишней жёсткостью.

Кроме «голой» дорожной колеи встречаются участки, на которых приходится бежать прямо по степи. Это будет прибитая «пожжённая» солнцем трава.

Если повторится прошлогодняя история с «предыдущими дождями», значит, обязательно будут места, где придётся бежать в высокой траве, чтобы обогнуть участки затопленные грязной и очень скользкой жижей.

Но, в основном, всё-таки «сельская дорога», с элементами очень неровной колеи. Порой эти «неровности» столь сильны, что могут вызывать раздражение. Но в такие моменты вспоминайте, что на трейл приехали…

Просолёная пыль. Незаметная и очень сильная. Столько песка я с себя в душе ещё никогда после финиша не смывал. Вечером появляется мошка, облепляющая тело своими трупиками.

ussr

Это была вводная информация. Теперь можно к сути вопроса – как выбирать то в чём на Эльтоне бежать.

Ну, во-первых советую лёгкую сетку. Жара не шуточная и кроссовки должны быть во всех смыслах «летними». Я бы с превеликим удовольствием побежал в Salomon Speedcross 3, жестко-мягкая подошва которых точно помогла бы сберечь ступни на эльтонских колдобинах, но… Боюсь, что в них просто не выдержу температурного режима, потому как они по сути своей «зимние». Да и шипы могут в возможных влажных местах нахватать столько грязи, что ноги вообще подниматься не будут…

При этом, следует понимать, что сетка должна быть одновременно плотной, в противном случае вся эта солёная пыль плотно поселится внутри и доставит все проблемы, на которые способна.

Вес… Естественно, чем меньше он, тем лучше. Сейчас достаточно распространённым стал параметр 280 грамм (я, о мужских говорю). Сами понимаете, что между 280 и 320 за сутки накопится ну очень большая разница, поэтому при выборе кроссовок на вес обращайте самое пристальное внимание. Оптимально, уложиться в 300 грамм.

ussr

Второе. Я всегда выступал против минимализма в принципе, здесь же его не советую по причинам объективного характера – ступни точно отобьёте. Подошва должна быть полноценной, с нормальным «человеческим каблуком».

Не помешает здесь и поддержка стопы. Но, это всё-таки дело привычки. У кого с пронацией нормально, бегите привычно в «амортизации», если что не так, тогда в «стабильности». У меня «последняя модель» плоскостопия, а значит однозначный «суппорт». Попросту говоря – ASICS GEL-KAYANO это моё, а вот Nimbus или Pulse – нет.

Кстати, ни в первом, ни во втором не бегал. А вот Pulse пробовал на тренировках – через 20 км ступня в них начинала буквально «проваливаться», потому как поддержки свода нет. Пример же использования Pulse на Эльтоне есть, друг мой Серёга Смирнов бежал в них и вполне себе доволен.

Итак. Мы уже поговорили о весе, устройстве подошвы и сетке.

Теперь протектор. Не советую думать, что если трейл, значит и кроссовки должны соответствовать, по названию своему. Сейчас практически все продвинутые «асфальтовые» модели с ровно таким же успехом побегут по тому, что встретит вас на Эльтоне. И ещё раз повторюсь – шипы на этой трассе совершенно ни к чему.

Цеплючести обычной подошвы и так хватит с избытком.

В чём бежал и в чём собираюсь…

Бежал в SALOMON S-LAB WINGS RACING RED. Вес 280 грамм. Идеально скроены для «мягкого трейла». На Эльтоне в них были свои плюсы и минусы.

ussr

Начнём с плюсов. Малый вес. Классное устройство верха – облегает плотным чулком и внутрь ничего лишнего не проникает вообще. Лёгкая, но плотная сетка. Хорошая, надёжная защита передней части кроссовка. Хорошая поддержка стопы. Удобная шнуровка.

Минус один. На эльтонских неровностях подошва всё-таки пробивается. Не скажу, что очень сильно, но заметно. Ступни я всё-таки отбил достаточно основательно для такого расстояния. И это при том, что у меня давно выработан очень щадящий ноги стиль бега. Стараюсь «гладить» поверхность, но без шарканья. Т.е – максимально эргономично.

В чём побегу? Пока точно не скажу. Если не увижу ничего более подходящего, значит снова в WINGS. Простейший принцип – от добра, добра не ищут.

Как вполне серьёзный вариант рассматриваю свои любимые, проверенные ультразабегами Mizuno Wave Inspire, в которых два раза стартовал на 10 суток и два раза пробежал Армению вдоль и поперёк. Это всё не одна пара была, две… Inspire 8 и 9. Этих моделей в продаже уже явно нет. Сейчас цифры типа 10,11,12. Но не суть. Суть в том, что они по всем статьям «чистый асфальт», но вполне подходят к условиям Эльтона. И вес у них подходящий и верх. И «неубиваемые», девятка до сих пор жива, причём способна преодолеть не одну сотню километров.

Смысл сказанного выше не в рекламе кроссовок, которые я попробовал, и мне они понравились. Смысл скрыт в следующем постулате – вы можете бежать на Эльтоне в том, в чём вам просто удобно бежать. Помня о том, что там не нужны торчащие во все стороны трейловые шипы, что там жарко, что внутрь кроссовка будет лезть назойливая солёная пыль и что там достаточно жёсткие «колдобины».

Шнуровка – важный момент. Давно выработал практику – завязал и навсегда. Надеваю, снимаю не расшнуровывая. Это не лень, а проверенная годами целесообразность.

Судите сами. Надел, завязал, стартовал. Через определённое количество километров нога начинает опухать – остановка, перешнуровка. Пробежал пару сотен метров и выясняется, что один перетянул, второй недотянул. Процесс может превратиться в бесконечный и изрядно раздражающий. Опять же, если вдруг камешек поселился внутри. Легко снял, вытряхнул, легко надел. Всё!

Попробуйте подобрать оптимальный вариант «мягко-жёсткой» затяжки шнуровки, который окажется единственным удобным, и забудьте об этом навсегда. Теперь о смене пар.

Я всегда за целесообразность. Если есть дискомфорт, значит менять. А просто «потому что круг пробежал» вряд ли нужно. Бежится нормально – не рискуй. Смысл смены обуви в чём? В «просто так потому что»? Ну, если это вас морально поддержит – меняйте. Во всех иных случаях отсутствия дискомфорта – нецелесообразно.

Да, брать с собой в поездку нужно две пары, как минимум. Но окончательно решить какая из них будет главной «боевой» нужно уже на месте.

Заморачиваться с «забросками» можно, но есть ли в них смысл? Переодеться-переобуться после первого круга в стартовом городке – вполне понятно. Закидывать вещи в Красную деревню на 49 километр… Зачем? На больших стартах любые лишние «заморочки» это всего лишь лишние «заморочки. Поверьте, проблем хватит и без них.

Важно! Тренируйте ступни на «выворачиваемость», то есть приучайте их к неровным, наклонным поверхностям. Это явно поможет на дистанции. На ровных асфальтах и окультуренных парковых дорожках к Эльтону готовиться можно, только бежать потом будет сложно.

Очень важно! Ни в коем случае не экспериментируйте с экипировкой на дистанции. Только проверенное! Если купили кроссовки «под Эльтон» обязательно пробегите в них хотя бы одну объёмную тренировку. Через 25-30-40 километров станет понятно – подходят они для серьёзных расстояний или нет.

Вот, наверное, и всё. Если не до конца что-то раскрыл, жду наводящих вопросов.

Андрей Хачатуров

Комментарии ()

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru