Рейтинг@Mail.ru
САЙТ АНДРЕЯ ХАЧАТУРОВА

О БЕГЕ И НЕ ТОЛЬКО...

(путевые заметки ультрамарафонца)

Моя страница на

"СЕВЕРНЫЕ РАССКАЗЫ"
ЯКУТИЯ 1983-1985

ПЕРВАЯ НАВИГАЦИЯ
Работать меня определили на сухогруз «Осетрово» типового проекта «Калининград», в простонародье «чешка», потому как чешской постройки. Такая родословная предполагала гораздо лучшие условия быта, чем на изделиях советских судоверфей. Ну, хотя бы уже тем, что все каюты были одноместными, да ещё и собственными умывальниками. Если коротко описать то, что стало моим местом жизни-работы на ближайшие две навигации, то…
От носа до кормы чуть более ста метров, в ширину – двенадцать с половиной. Четыре грузовых трюма, возможность взять на борт до двух тысяч тонн полезной нагрузки. Полтора десятка человек команды размещались в двухпалубной надстройке, под которой огромное машинное отделение, или просто «машина», с множеством всяких механизмов жизнеобеспечения и сердцем судна – главными двигателями в количестве двух. Размера они такого, что к головкам цилиндров можно добраться, лишь забравшись на специальные металлические «леса».
Помню, пришел к нам парень молодой мотористом, уже во время навигации. Пока он в каюте устраивался, мы уже от стенки отошли в очередной рейс, то есть двигатели занимались своим обычным делом – работали. Это на стоянке дизельгенератор тарахтит себе не сильно громко, а они отдыхают. 
Так вот, повёл я его в машину – познакомить с тем, что он будет теперь обслуживать, а трап из надстройки круто спускался прямо между двумя этими чудовищами, слегка вибрирующими и издающими изрядный шум.Парень вцепился в поручень обеими руками – не оторвешь! Кричит: «Я туда не пойду!».Потом, конечно, привык, но первое впечатление было именно таким.
Жизнь на судне, или как принято у нас было говорить «пароходе», это совершенно особый мир. В нём всё умещается в стиснутом пространстве – и работа, и отдых. Привыкаешь к налаженному распорядку. Встал, поел, на вахту. Отстоял, поел - отдыхать-спать,до следующей. Ноги постепенно привыкают ходить на максимальное расстояние двести метров – от надстройки до носа, он же на морском сленге бак, и обратно. А мозг привыкает к всеобщей неустойчивости, ведь всё, что поставишь на полку, вполне может катапультироваться в тебя во время шторма.
У меня был несколько отличный от остальных членов экипажа график. Точнее – его практически не было, потому как исполняя обязанности боцмана я должен сохранять готовность выскочить на палубу в любое время суток.
К обязательным относились лишь четыре часа ночной капитанской вахты, которую на флоте величают «собакой». Начиналась она ровно в полночь и завершалась в четыре утра. Это самое сложное в плане судовождения время суток и капитану было спокойнее, когда за штурвалом стоял именно я.

 

НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. О ШТУРВАЛЕ
Вообще-то штурвала в привычном смысле слова у нас не было. Всего лишь ручка, которую сейчас назвали бы джойстик, а мы величали «шишка».Она имела свободный ход вправо-влево передавая сигнал движения через рулевую машину непосредственно на рули, точнее – на поворотные насадки. Но, это уже лекция по устройству судна начинается. Суть же сказанного в том, что «подержаться за шишку» означало пойти порулить…

 

Не хвастовства ради, лишь справедливости для, скажу, что с нашим стометровым пароходом я действительно нашёл общий язык, и мы с ним друг-друга понимали. А это на Лене и её притоках вещь не маловажная. Дикие там речки, никем не обузданные. С течением приличным, порогами и перекатами, скальными выступами берегов, блуждающим фарватером.
В общем, бОльшую часть времени суток я планировал сам. Всё палубное пространство, то есть – всё что снаружи, было моей зоной ответственности. И чистота, и покраска, и «веревки». Научился делать швабры, ну те, что настоящие флотские. Это дело не сильно простое, а вот проверяется качество изготовления просто – бросаешь её в кильватерную струю и треплется она там на верёвке. Если у боцмана руки не с того места отросли, значит останется одна палка в результате. Сила выбрасываемой винтами воды такова, что швабра, сделанная из пенькового или капронового троса, становится натурально шёлковой и идеально бело-чистой, даже если её перед этим в масло машинное окунали неоднократно.
Коврики научился плести – перед всеми входами в надстройку лежали…
Ну и естественно, во время всех швартовых работ боцман на палубе главный. Кстати, лет тогда мне было чуть больше двадцати. Правда, за плечами уже была армия и три навигации, на разных типах судов, но в условиях спокойной и заорганизованной плотинами Волги.

 

ПЕРВЫЙ РЕЙС. ВЕРХОВЬЯ ЛЕНЫ
То, чем мы занимались можно уместить в простое, но ёмкое определение «северный завоз». Железная дорога тащила грузы в единственный доступный ей ленский порт, именем которого и был назван наш теплоход –Осетрово, расположенный в городе Усть-Кут, он же станция Лена.
Порт мог полноценно принимать суда с нормальной осадкой достаточно непродолжительное время в начале навигации, потом вода спадала, и никакие подпорные дамбы были не в силах её удержать. А порт-то построили с размахом – по-советски, но забыв проконсультироваться с законами природы.
В общем, пошли мы в Усть-Кут. Это было моё первое знакомство с Леной, и всё свободное время я не мог оторвать глаз от окружающей, совершенно новой для меня и воистину грандиозной природы. Чем выше по течению, тем река уже. Чем дальше вверх, тем ближе сопки, стискивающие русло. А на сопках скальные выступы, по которым можно судить, как формировалась поверхность земли – то угля пласт ровный, то ещё какая жила идёт. И могучая тайга. Она вокруг и она бесконечна. Редкие города, чуть более частые посёлки. Совсем другой мир, в котором чувствуешь себя совершенно оторванном от остальной цивилизации. Там Большая Земля или Материк, здесь… Сначала Якутия, а затем Иркутская область, но разницы нет…
Помню, парень один сибирский в разговоре ввернул: «У вас там в Прибалтике…». Я ему: «В какой Прибалтике – я под Москвой живу», а он: «Да ты на карту взгляни – это уже Прибалтика»… И действительно, если сравнить масштабы расстояний¸ то у нас тут практически Великобритания по якутским меркам…
Что запомнилось из того рейса?
Ну, во первых, сам Усть-Кут. Об этом городе все уши были с детства прожужжаны в связи со строительством БАМа. Комсомольцы, добровольцы, романтика и прочая сопутствующая псевдопатриотическая чушь.
Но, уже в порту, понял - какие «комсомольцы» нас грузят. Всё больше из числа бывших «забайкальских». Для тех, кто с местным сленгом не знаком, поясняю – забайкальский комсомолец это зэка, то есть – заключённый.
Запомнилось в этом рейсе и первое знакомство со знаменитыми Ленскими Щеками. Когда вверх шли, против течения, они не такие страшные, а вот вниз…
Скальный каньон высотой 200 метров. Ширина Лены перед Щёками восемьсот метров, а в них русло сужается до двухсот. Пропорционально растёт и до того немалое течение. 
Сначала летишь прямо в скалу, от которой нужно отвернуть под прямым углом и направиться в следующую, потом ещё два поворота, и Щёки пройдены.
А ведь судно это не автомобиль, где руль повернул и сразу отдача видна. Тут «скатаешь» штурвал до упора влево, а вся эта бандура гружёная стометровая как шла прямо, так и продолжает себе. Потом медленно, но с нарастающей скоростью начинает входить в поворот, и вот тут-то надо поймать момент, когда пора скатать рули в противоположную сторону, погасить инерцию и ровно тогда когда это нужно, поставить на нужный курс.
Теоретически это может быть и не сложно, на практике же человеку со слабыми нервами лучше подробностей не знать, в том случае, если он на борту находится…
Не могу забыть и встречу с утопленником, произошедшую на подступах к Усть-Куту.
Я уже говорил, что Лена в этих местах совсем узкая, суда идут как по каналу. По рации предупреждение: «Ребята осторожно, тут труп плывёт…». Смотрю, впереди уже кто-то багром отталкивает от своего парохода нечто совершенно жуткое, раздутое до размеров «вот-вот лопнет» страшного иссиня-коричневого цвета. И это жуткое проплыло мимо нас периодически касаясь борта…
Больше я такого цвета в своей жизни не встречал, а поначалу испытывал проблемы во время еды. При виде куска мяса, сразу начинал этот образ на ум приходить…

 

Андрей Хачатуров
Фото автора

Комментарии ()

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru