Рейтинг@Mail.ru
САЙТ АНДРЕЯ ХАЧАТУРОВА

О БЕГЕ И НЕ ТОЛЬКО...

(путевые заметки ультрамарафонца)

Моя страница на

"ПОДГОТОВКА К ЭЛЬТОНУ"
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ 8

Продолжая тему бега ночью, поднятую Еленой Громовой, хочу уделить внимание такому важному элементу экипировки как фонарь.

Более чем уверен, что люди далёкие от бега в полной темноте, и умещающие в термин «ночь» лишь освещённые парковые аллеи, могут оказаться в не самой приятной ситуации. Казалось бы – ну фонарь и фонарь. Выбрал поярче, и для верности подороже…

Но, потом, когда ты один на один с тёмной степью, вдруг поймёшь, что фонарь не такой уж и «дополнительный фактор», скорее – один из основных.

questions

Давайте начнём просто с перечня того, на что следует обратить обязательное внимание.

Не все фонари светят одинаково, и не только в плане яркости. Луч у них разный. Одни дают полностью рассеянное световое пространство, другие наоборот – очень жестко сфокусированное. Третьи имеют некий промежуточный вариант, причём – в разных пропорциях.

Дальше. Само устройство фонаря. Батарейки или аккумуляторы. Размещение и размер батарейного блока. Варианты крепления…

Пойдём по порядку.

Мощность. Можно гнаться за максимальной, но при этом следует учитывать, что тогда будет не только очень ярко и далеко, но и более энергозатратно.

Луч. Узконаправленный и далеко-бьющий красив по сути своей, но вряд ли нужен именно для бега. Мы перемещаемся с такими скоростями, что совершенно не обязательно видеть возможное препятствие за сотню метров впереди. А вот в непосредственной близости хотелось бы наблюдать на земле не только небольшой яркий круг, но и достаточно приличного диаметра световую окружность вокруг него.

Для Эльтона именно такой вариант предпочтителен. Когда фонарь настроен так, что если метрах в двух впереди у вас будет яркое пятно, а возле носков кроссовок пройдёт граница более приглушённой световой окружности – этот вариант можно считать оптимальным. Ну, просто он более комфортен по своей сути.

Если же «центральное пятно» лишено или практически лишено «окружающего нимба», значит, фонарь просто настроен на иную работу. Его лучше направлять дальше вперёд, ну это уже будут более скоростные виды — лыжи или велосипед.

Можно, конечно и с таким фонарём бегать, но он больше подходит для зимы, когда снег здорово свет отражает, тем самым расширяя зону освещённости. Но, на Эльтоне в конце мая снег мы вряд ли встретим… Ну, если только в очередной ледниковый период.

questions

Выбирая фонарь, обязательно обратите внимание на такую важную деталь как… собственно сам фонарь.

Совсем не желательно, чтобы он выдавался далеко вперёд. Круто, конечно, выглядит, когда на него навесили брутальную бленду. Но, на бегу, вся эта конструкция склонна к постепенно увеличивающимся «нервным подёргиваниям», что будет точно лишним из сопутствующих длительной беговой работе факторов.

Совсем необязательны и дополнительные свето-цветовые вставки. Достаточно обычных режимов на обычной белой «лампочке». А красные, синие и прочие радужные огни это лишь увеличение размера фонаря – не более того. Ну не побежите вы с красным светом, и уж тем более с синим…

Батарейный блок. Он либо впереди, непосредственно на фонаре, либо отнесён на затылок. Тут дело вкуса. Я пробовал все варианты, причём в различных вариантах… Пришёл к выводу, что разделение фонаря и батарейного блока всё-таки удобнее. Это даёт возможность свести саму «лампочку» до минимально-возможных размеров, значит, угол её наклона можно регулировать без раздумий об удобстве. Удобно будет всегда, потому как не весит она ничего. Склонённый же батарейно-световой блок тут же даст о себе знать…

К батарейному блоку на затылке тоже есть определённые запросы. Нужно обязательно посмотреть – насколько с ним подружиться форма вашего черепа. Ну хотя бы приблизительно… Окончательное понимание придёт где-нибудь через час-полтора бега.

Кстати. Батарейки или аккумуляторы? Я за первое. Сейчас объясню почему. Конечно, удобнее воткнуть провод в компьютер или розетку и зарядить стационарный аккумулятор, чем регулярно закупать новую партию батареек. Но этот вариант хорошо прокатывает, если вы бегаете с фонарём в городской черте, и его отказ приносит, всего лишь, некое снижение комфорта, при сохранении общего уровня безопасности.

Я бегаю по автодороге, которая проложена в лесу между двумя городами. Освещение осуществляется исключительно луной (при её полной фазе и отсутствии облаков), фарами встречных-обгоняющих машин и собственно фонарём. Батарейки дают не только гарантию от неожиданного отказа, но и выгорают постепенно – когда свет станет совсем некомфортным, я их просто поменяю. Я не привязан жестко к времени их работы, чего нельзя позволить себе с аккумулятором. С ним в голове должна постоянно присутствовать некая арифметика на предмет — какой раз я с этой зарядкой бегу и когда снова нужно к «источнику приобщиться», плюс помнить о том, что с каждой зарядкой ёмкость аккумулятора падает…

Если же снова вернуться к Эльтону, то тут следует понимать, что участникам стомильной гонки придётся провести всю ночь в степи. А это не менее семи с половиной часов темноты. И на всю эту ночь нужно быть обеспеченным автономным светом. Ведь одно дело, если у вас «сели» часы или фотоаппарат и совсем иное, когда свет потух…

Утвердились на «батареечном варианте»? Тогда советую выбрать фонарь с мизинчиковыми батарейками. Они умещаются в достаточно компактном батарейном отсеке. Не поленюсь ещё раз напомнить, что беговой фонарь должен быть максимально компактным и лёгким. Это одно из основных условий.

questions

Теперь о креплении всей этой осветительной конструкции. Можно носить её на одной резинке, которая опоясывает голову. Можно с дополнительной (сверху), если купленный вариант это предполагает. Как удобнее – дело индивидуальное. Следует лишь учитывать, что в случае с одной резинкой вам придётся затягивать её туже, а это точно прибавит давления в месте соприкосновения затылка с батарейным блоком.

Да и вообще, с каждым часом эффект сдавливания головы будет лишь увеличиваться. Дополнительная верхняя резинка, при условии, что фонарь максимально лёгкий, позволяет ослабить крепление до минимально-возможного – болтаться всё равно не будет.

Некоторые модели, например та, с которой я бегаю сейчас, и по всей видимости побегу Elton Ultra Trail, предусматривает крепёжь на рюкзаке…

Попробовал. В плане удобства размещения – супер. Провода упрятал под резиночки на лямке и увёл через отверстие для гидратора внутрь, где спрятал в отдельном карманчике батарейный отсек. Всё здорово и красиво, но…

Метров через 700 пришлось возвращать конструкции обычный «наголовный» вид. Просто не смог больше наблюдать за мерным, в такт шагам покачиванием светового круга вправо-влево. Плечо ведь не статично! И вообще, если фонарь на голове, можно моментально отреагировать на любое заинтересовавшее вас событие. Если же он на рюкзаке, читай «на туловище», всё это туловище придётся разворачивать в нужную сторону… И уж практически невозможно будет перемещать луч по горизонтали.

Значит, если уж размещать фонарь на рюкзаке, то как второй, дополнительный источник света.

Вывод. Я бы не очень советовал относиться к приобретению фонаря как к «побочному продукту». Он должен быть комфортен во всех смыслах – и по уровню освещенности, и по «посадке» на голове.

Мне вот вполне хватает этого варианта, на котором заявлено 100 люмен с «пробиванием» луча до 60 метров. Он даже в экономичном режиме даёт вполне достаточный уровень освещения, позволяющий бежать, не «ломая глаза». Есть в «домашнем архиве» и более мощные экземпляры. Но, если брать плюсы в сумме различных показателей – этот на сегодняшний день максимально удобно-комфортный из того, что в принципе носил-мерил. Да и цена у него вполне доступная, что есть фактор немаловажный. Во всяком случае – не так жалко, если выйдет из строя…

Андрей ХАЧАТУРОВ
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru