Рейтинг@Mail.ru
САЙТ АНДРЕЯ ХАЧАТУРОВА

О БЕГЕ И НЕ ТОЛЬКО...

(путевые заметки ультрамарафонца)

Моя страница на

"ТРАНСАРМЕНИЯ"
ОТ ГРУЗИИ ДО ИРАНА...

Позади одиннадцать дней бега с началом от ворот пропускного пункта на грузинской границе и финишем в полуметре от «колючки» за которой начинался Иран. Постепенно приходит понимание, что это действительно произошло со мной и даже не во сне…

Каждый день был совершенно отдельной жизнью. Каждый день приносил свои сложности и свои радости. Каждый день дарил совершенно новые впечатления от совсем небольшой в масштабах планеты, но такой огромной, когда проходишь её метр за метром, страны под названием Армения…

Она разная. Более того – совсем разная. Здесь есть и каменисто-лысые, и заросшие лесом горы.


Есть бесконечно огромные высокогорные долины, совсем не блещущие на первый взгляд изысканными красками, но прекрасные своей строгой, не всем понятной «лунно-марсианской» красотой.

Есть просто ущелья и Огромные Ущелья, в которые ведут головокружительные серпантины многокилометрового спуска. А потом столь же головокружительные подъёмы выносят к самым вершинам гор, казавшихся совсем недавно совершенно заоблачно-неприступными. Туда где орлы становятся твоими спутниками, потому что ты находишься на их, близкой к небу территории.

Здесь кристально чистый, «звенящий», прохладный воздух на высотах более двух километров и нестерпимая обжигающе-обволакивающая жара в «низинах», увеличивающая своё давление с каждым метром, приближающим к дну ущелий.


Здесь… Так много всего было за 11 дней дороги и 536 километров пути, что очень сложно начать об этом рассказывать. Сложно ещё и потому, что финальные километры принесли максимальные эмоции, совершенно вытеснив те, что были ранее. Ведь именно последние три дня прошли по южной Армении, которая кардинально отличалась от того, что я видел.

Горы вдруг стали выше, а пропасти круче. Причём, всё это дело динамично шло по нарастающей, и в душе начали «копошиться» сомнения на предмет: «А туда ли я иду? Может мне Туда ещё рано? Может я ещё не готов увидеть и преодолеть то, что предстоит увидеть и преодолеть..?». Скажу честно, такого внутреннего раздрая я не испытывал уже давно. Тем приятней была каждая победа над собой…


Новостью было и то, что за весь пробег не испытал ни одной проблемы «опорно-двигательного характера», но «вкусил по полной» от внутренних органов. В принципе, это стало ещё одним доказательством давно усвоенной истины – длительный бег есть понятие непредсказуемое. Он горазд на совершенно разные и всегда неожиданные сюрпризы. То есть – «проехать по накатанной дорожке» здесь вряд ли получится.

Но никакие физические страдания не способны сравниться с испытаниями на психологическую устойчивость. Поверьте – это дело посложнее будет…

Впрочем. Обо всём по порядку.

ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕИ

Ровно год назад, в октябре 2014 мы с Давидом Айрапетяном финишировали в Степанакерте, за неделю преодолев расстояние от Еревана.  Давид с головой окунулся в новое для него понятие «многодневка», перемежая бег с велосипедом. А я основательно проверил организм на предмет «горной устойчивости», впервые испытал – что значит «двадцать километров сплошного подъёма» и насколько это «легко» несколько часов бежать исключительно вниз.


Семь дней принесли много разных открытий, но оставили чувство неудовлетворённости на предмет «не набегался». Именно тогда и родилась, на первый взгляд совершенно бредовая идея – пробежать всю Армению, «прихватив» по пути самые сложные горные перевалы.

Постепенно идея начала обрастать подобием логистики, одновременно породив споры на предмет протяжённости отдельных этапов. Те, которые были меньше полусотни километров, казались мне чем-то постыдно-ущербным, а основанием для этого служило вовсе не «героическое хвастовство». Просто «полтинник» давно уже стал ничем не примечательной воскресной пробежкой, занимающей несколько часов, но никак не тянущей на полноценный беговой «рабочий день». Давид же отстаивал свою точку зрения исходя из расположения мест ночлега… В итоге решили начать по плану, а там посмотреть – стоит ли «склеивать» разные части в иное целое.

НАЧАЛО

Имея не самый приятный прошлогодний опыт «первого дня», когда стартовав безо всякой акклиматизации и пробежав  чуть менее семидесяти километров, испытал «предкоматозное» состояние, решил в этот раз выйти на дистанцию более подготовленным. Именно поэтому за неделю до запланированной даты старта я оказался в Цахкадзоре и поселился на высоте 1860 метров.


Расположился, этот известный с советских времён горнолыжный курорт, в полусотне километров от Еревана, что позволяет добраться до него быстро и очень дёшево. Отелей здесь много на любой вкус-кошелёк, а значит и место найти можно всегда, тем более в «лыжное внесезонье».

Я выбрал «Дом писателей» и ни разу об этом не пожалел. Удобное расположение на предмет «магазины, остановки, кафешки» + более чем разумная стоимость.

Вобщем цахкадзорская неделя, не смотря на обещанное метеорологами ненастье, оказалась приятно-продуктивной. Да, температур горячих не было, но и дожди сильно не надоедали. А вот простора для бега – сколько душе угодно, и что самое важное – разновысотно и даже с серпантинами…


СЕВАНСКИЙ ТРИАТЛОН

За день до старта ребята забрали меня из Цахкадзора. Их было трое – знакомлю… Известный уже вам Давид, который явно собрался побить свои прошлогодние рекорды. Тогда, если помните, он впервые «заглянул» за дистанцию полумарафона, а в финальный день и марафон преодолел.

Второй наш беговой попутчик Севак уже имел в активе марафонскую дистанцию, но опыт многодневок ему ещё только предстояло приобретать.

В виде «психологического помощника» у Давида и Севака был один на двоих велосипед. То есть, в принципе они могли в вольном режиме планировать свои вело-беговые этапы.

Ну а Вааг, на машине которого все и приехали, вызвался обеспечить нас двумя первыми ночлегами, а заодно и стать на первые дни «группой техподдержки». Такая вот тёплая компания соорганизовалась.

Прежде чем устраиваться на ночь в непосредственной близости от границы, мы двинули на Севан, где собирался небольшой «триатлетный междусобойчик». Или – дружеско-соревновательная тренировка. Мне изначально предполагалась роль активного болельщика, а по факту пришлось стать участником бегового этапа одной из смешанных команд…


Вобщем, время провели весело и ближе к границе двинулись уже в сумерках.

НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

К Коти, где расположилось «родовое гнездо» Ваага, и в котором нам предстояло провести ближайшие две ночи, мы подъезжали уже в полной темноте.

Селение находится «в метрах» от границы и там реально можно попасть под «шальную» пулю снайпера. Жили в доме, стоящем на склоне горы, ближе к верхушке которой расположился «дружественный пост»…

Кстати, через сутки после того как мы оттуда ушли, Давиду позвонили и сообщили, что в Коти стреляют. Перекрытыми из-за обстрелов оказались и некоторые дороги, которые мы уже успели преодолеть.

Вобщем, обстановка в первые дни пробега была более чем напряжённой. Напряжённой не среди нас, а по Армении в целом – в воздухе буквально витал запах полномасштабной войны…

Не хочу ничего «разжигать», просто констатирую факты глазами очевидца.


УТРО ПЕРВОГО ДНЯ

Ночь прошла под рыдания шакалов и при ярчайшем свете огромной луны, назойливо влезающей в окно. Ранний подъём, быстрый лёгкий завтрак, запас воды в большую бутыль и грузимся в машину Ваага. Из вещей с собой берём лишь то, что может реально пригодится – вечером вернёмся сюда же.

Через три четверти часа выгружаемся у таможенного перехода. Ничем не примечательная пыльная улица, заканчивающаяся воротами, выкрашенными в цвета армянского флага. Вокруг фуры и их водители.


Мы для них что-то весьма чужеродное – четыре полуголых мужика изображающих групповое фото с использованием нескольких фотоаппаратов… Какая-то суета… Потом двое убегают в обратную от границы сторону, а ещё двое начинают догонять их с помощью вело-автотехники: «Слющай… А эта чьто было?..».

Ну, а если серьёзно, то ровно в 8.30 утра 30 августа 2015 года мы начали наш Трансармянский пробег от грузинской границы, в селении Баграташен, на самом севере страны. И двинули в сторону Мегри, к границе иранской – то есть на самый «крайний» армянский юг…

НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Признаюсь честно – первые дни, которые должны были пройти по северной части Армении, изначально не воспринимались как что-то серьёзное. Высот больших нет, перевалов серьёзных тоже на карте не видно. Но как же это всё далеко оказалось от действительности… Теперь уже точно могу заявить – нет в Армении простых дорог!


ЭТАП НОМЕР РАЗ. БАГРАТАШЕН – КИРАНЦ

Начали на высоте чуть ниже полукилометра над уровнем моря – здесь это самая низина. Мы с Севаком бегом, Давид – на велосипеде. По утверждённому заранее плану сегодня 45 километров. Ну, а как выйдет на самом деле – будем посмотреть…

До развилки Ванадзор-Иджеван всё было ровно, а у деревни с громким названием Ахтанак (Победа) начался первый десятикилометровый тягун, поднявший нас на 400 метров. Но это была, как выяснилось, лишь лёгкая разминка…

На «равнинном» как думалось ранее дневном участке нас ждало целых четыре перевала,  один из которых прибавился в виде безопасного обхода простреливаемых снайперами участков… Да, такая вот реальность, причём воспринимается она на обыденном уровне.


Как, впрочем, и «сопроводительный» диалог Давида с Севаком:

- Если услышал звук выстрела, значит, пуля уже пролетела мимо…

- То есть  - можно просто дальше бежать, если не попали?

- Да нет. Лучше прятаться – это пристрелочный был…

Впрочем, гораздо более ярким моментом дня стало преодоление финального перевала Воскепар. Это было настоящим испытанием на физическую выносливость и психологическую устойчивость. В подобных случаях успокаивает лишь знание о том, что всё это «бесконечно-круто вверх» имеет свой предел. Вобщем, подзамотал он нас с Давидом изрядно. И жара своё веское слово добавила…


Так и хочется дополнить текст словами Давида, в которой он выразил свои эмоции от Воскепара: «Всего четыре километра подъёма с набором высоты почти в 350 метров оказались почти смертельными. На вершине реально можно было чувствовать себя мужиком – обгоревший от солнца и ветра, с забитыми мышцами в ногах, но с довольной и счастливой улыбкой...».

Для любителей статистики могу добавить, что общий набор высоты составил 1 478 метров, спуск 1 148 метров, а километров за день набралось 53.


ВТОРОЙ ЭТАП. КИРАНЦ – ГОВК

Получился он не совсем таким, каким мы его задумывали. Вместо сорока пяти километров, решили остановиться на сороковом. Главная причина была во мне, точнее - в моём состоянии. Вторую половину бегового дня, шёл исключительно на «морально-волевых».  Конечно, время вполне позволяло «проползти» ещё одну пятёрку и дотянуть факт до плана, но мы дружно решили, что лучше сделать это завтра, оставив сегодня побольше времени на отдых.


Кстати, именно отдыха нам до сих пор и не хватало – на сон почему-то остаётся всего несколько часов. А если учесть, что армянские часы идут на час впереди московских, то мне приходилось несколько тяжелее чем ребятам, потому как ежедневно-подъёмным временем стало 5.30.

Если о подробностях – снова изрядно тепло. Точнее – очень жарко.  С утра преодолели приличный перевальчик, после которого пошли длинные тягуны, сменяемые затяжными спусками. А на последней десятке, после прохождения Иджевана, началось то, что я называю «армянский дорожный юмор»…


Это когда по всем ощущениям бежишь вниз, а по факту поднимаешься. Вот и сейчас именно таким образом вдруг «взлетели» на 300 метров. Чудеса!

Всего же за день поднялись на 722, и спустились на 635 метров. Обычная рутинная работа. Завтра же, по всем показателям, день ожидается более весёлый…

Кстати, завтра мы пересечём границу региона Тавуш, где бежали до сих пор и окажемся в Гегаркунике. Это не просто географические понятия, а и несколько иные люди. Да, все армяне, но порой совершенно отличные друг от друга…


НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Уж не знаю – какая из многочисленно-возможных причин оказалась  лидирующей, но именно со второго дня у меня начались реальные проблемы с пищеварительным отделом организма. Можно думать, что виноват непривычный вкус энергетического напитка, огромной банкой которого нас снабдил Вааг. Можно сетовать на еду…

Скорее же всего дело это комплексное. И корни его в не совсем комфортном для организма состоянии, который попадает в непривычный климат, на непривычную высоту и всё это под приличной нагрузкой. А потом, согласитесь, даже просто чистая горная вода после «очищенной водопроводной» тоже может сыграть роль своеобразного «ядохимиката».

Вобщем, жизнь наступила тяжёлая. И тяжесть эта с каждым днём шла по нарастающей. Количество же внутренней энергии напротив – убывало. Ведь то, что должно было её восполнить – вымывалось, не успев усвоится. Это, если очень поверхностно коснуться физиологических подробностей…


ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ГОВК – ПОЛУОСТРОВ СЕВАН

Видимо Бог решил слегка снизить нагрузку наших испытаний реально «прикрутив» температуру. С утра было даже прохладно – в районе +16*.

Вааг, в сопровождении и в гостях у которого мы провели два предыдущих дня, уехал вчера вечером в Ереван. Огромное ему спасибо за помощь!


С Ваагом было действительно легко, потому как он сам относится к категории «айронмен», и ему не надо объяснять – что и в какой момент может на бегу пригодиться.

А с сегодняшнего дня у нас новая машина сопровождения, и с её водителем Сергеем нам только предстоит налаживать взаимоотношения.

Громады окружающих  гор прикрыты пелериной легчайшей дымки. Иногда на смену ей приходят одиноко блуждающие в ущелье облака. Их более плотные собратья прижимаются прямо к вершинам…

Дорога всё время идёт вверх, постепенно приближая нас к Дилижану, который принято величать «армянской Швейцарией». Главная достопримечательность здешних мест – природа. На самом деле – красиво очень!


Воспринимать всё это дело в полном объёме мешает лишь маленький внутренний «червячок», упорно напоминающий, что ближе к финалу дня нам предстоит серьёзное испытание в виде первого «двухтысячника» - Семёновского перевала. Это барьер больше психологического плана, но…

Достигли Дилижана, сфотографировались у источника, который охраняют известные персонажи советских фильмов, и набрав воды двинули к выходу из города. Практически сразу градус подъёма полез вверх. Похоже началось….


Чуть не добежав до тридцатки останавливаемся в придорожном кафе – на предмет обеденного отдыха. До вершины перевала примерно десять километров…

А оставшиеся позади тягуны Давид назвал «мужественными» - так он попытался выразить степень их тяжести. Ёмко и очень точно…

НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
ЧТО ЕДИМ?

 у меня сладкий чай с лавашом, или с печеньем. Если чая нет – можно просто воду. Ребята «колдуют» с мюслями и йогуртами…

Посередине дневной дистанции делаем что-то типа «обеденного перерыва». Причём, ключевое слово «перерыв». Если этап сегодня невелик, значит просто «фруктовая дынно-виноградная диета», а когда километров побольше – стараемся найти какое-то придорожное заведение. Они разные, от уровня «просто вагончик», до вполне приличных. Цены же везде достаточно гуманные. Сложнее с меню, точнее – с нашим к нему подходом.

Едим всё, что максимально просто «рассосётся» и даст хоть какую-то энергию. Выбор такой еды в Армении невелик. Здесь вам с удовольствием предложат мясо, но искренне удивятся желанию заказать картошку варёную или яичницу.


Был совершенно реальный случай с Давидом, когда он говорит официантке: «Принесите яичницу», а она не понимает «Зачем?!». Он пошёл к хозяину заведения, повторил свой заказ, а в ответ:

- Кому?

- Мне!

- Тебе??!! Зачем тебе она??!!

Просто здесь нормальным считается когда мужчина ест мясо, а не «кашу манную».

Интересные подробности и с варёной картошкой. Это самое «долгое блюдо». В смысле – ждать её приходится долго. Секрет в том, что вода на высоте закипает при меньшей температуре, а значит, картошка пытается свариться в «тёпленькой» водичке…

Ребята постоянно в обед заказывали всякие «овощные добавки», я же это огуречно-помидорное дело ел лишь вечером, зная, что после обеда они сработают как «утяжелитель», потому как быстрому усвоению не подвержены.


Вечером выбор ограничен личными фантазиями и ассортиментом того заведения, в котором мы оказались к концу дня. Тут проблемы могли возникнуть только у Давида – он вегетарианец, и потому выбор у него всегда невелик.

Ну, а запивали мы всё это дело чаем, минералкой, колой – кому что нравится.

 ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ПРОДОЛЖЕНИЕ. ИДЁМ НА СЕМЁНОВКУ

После короткого отдыха снова выходим на дорогу. Вершины гор всё ближе, а открывающиеся перспективы всё более живописны. В небе среди туч появились проблески синевы, но солнце, по прежнему, щадящее.


Постепенно добираемся до развилки с указателем «Семёновка», после неё все нормальные люди продолжают ехать прямо, по направлению к тоннелю, мы же уходим на очередной виток серпантина, ведущий круто вверх и в противоположную сторону.


Сейчас этот участок дороги практически безлюден. После появления Дилижанского тоннеля жизнь на перевале замерла и встретить теперь здесь можно лишь редких туристов, да оставшихся немногочисленных жителей древнего поселения молокан Семёновки.

Во всяком случае, нас обогнала лишь одна легковушка с весёлыми молодыми людьми. Машина на максимально-допустимой рельефом скорости пролетела мимо, и взвизгнув резиной скрылась за ближайшим поворотом…


Крутим, вертим серпантины. Честно говоря – не самое лёгкое из занятий. Ребята всё чаще переходят на шаг. Но упорно-поступательное движение вверх не прекращается. Уже опытные глаза выискивают признаки перевала и вот он, наконец появляется, в виде обычной в таких случаях «дороги в небо».

За ним спуск к деревне, а после неё за очередным подъёмом, пока ещё узкой полоской, но уже открывается  Севан.


Этот перевал интересен тем, что он разделяет два совершенно различных природных мира. За нашей спиной зелёные, сплошь лесные горы Дилижана, впереди «степь» высокогорной долины с растительностью, которую иначе как «чахлой» не назовешь.

Здесь и погода порой разделяется на два полярных «лагеря». Из дождя можно выскочить прямо на солнце и наоборот. Никто и никогда не знает – что ждёт его за Семёновским перевалом…

Нас глобальные сюрпризы не встретили, разве только облаков стало значительно меньше.


НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
СЕМЁНОВКА

Эта деревня стоит того, чтобы отметить её отдельно. Честно говоря, признаков жизни здесь оказалось гораздо больше, чем мы ожидали. На подступах нас поджидал небольшой табун лошадей, а поодаль паслась приличная отара овец. Кстати, мне бросилось в глаза, что выстроились овцы в виде буквы S.


Людей практически не видно – лишь иногда в домах какие-то «заинтересованные» головы появляются. А вот сами дома…

Видом заброшенных деревень меня не удивишь – на просторах России их предостаточно. Но здесь всё как-то иначе. В смысле – часть дома совсем «умерла», а часть вполне себе обитаема. И вокруг «замусорено» так, что становится понятно – здесь трактор встал, тут же и умер. А то, что он умер под окнами мало кого волнует… Какой-то совсем иной подход к реальности. Мои слова мало, что объясняют, это нужно просто увидеть…


Повстречали двух представительных мужчин. Пообщались. Они, кстати, оказались одними из тех немногих, кто совершенно не удивился тому, что мы куда-то бежим: «Наши старики раньше пешком СтОлько проходили… Да ещё и с мешком за плечами…».


Вобщем. Различных поселений на нашем пути было множество. Больших и малых. Но Семёновка это совершенно отдельная «песня». Забыть её невозможно, сравнивать с чем-то сложно…


ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ПРОДОЛЖЕНИЕ. ФИНАЛЬНЫЕ КИЛОМЕТРЫ

Миновали деревню, взяли ещё один, небольшой по местным меркам подъёмчик, и вот он! Севан во всей своей красе! Дальше только вниз, к виднеющемуся вдали полуострову – там ночлег. Но до него ещё почти «пятнашку» надо одолеть. Хоть и вниз она по большей части, но всё равно километры…


Да, всё, что было до сих пор, уложилось в дистанцию полноценного марафона, а отличительной его чертой было то, что он прошёл на сплошном подъёме – более 1 300 метров вверх. Опять процитирую Давида: «Если вы ещё не бегали «марафон только вверх» - приезжайте в Армению, а конкретное место я подскажу – от деревни Говк  до Семёновки».

Итогом дня стали 55 преодолённых километров с набором высоты 1340 метров и небольшим спуском на 303 метра. Значимым событием дня можно считать прибавление в стане сверхмарафонцев – Давид впервые в своей жизни пробежал 55…


СЕВАНСКИЕ ДНИ

Четвёртый-пятый дни прошли по берегу Севана. Я объединяю их в одну главу, потому как схожи они между собой и резко отличны от остальных.

Здесь всё было из разряда «единство и борьба противоположностей». С одной стороны фактическое расстояние пугающими цифрами не отличалось – 80 километров чем-то запредельным не назовёшь. Перепады высот тоже совсем «не армянские» - пара сотен метров за день вверх, примерно столько же вниз – это ж совсем не проблема.

Получается – беги себе по берегу прекрасного озера, о котором многие слышали, но далеко не всем выпала возможность его видеть. Беги и получай удовольствие от окружающего пространства и совершенно уникального цвета местами безбрежной водной глади…


Но, эти этапы лёгкими назвать язык не поворачивается и причин тому несколько.

Местность здесь совершено эксклюзивная, местами  иначе как лунной или марсианской назвать её трудно.  А среди этой «неземной пустыни» многокилометровая, иногда реально упирающаяся в горизонт, нитка дороги.

Мало «спасительных» для психики поворотов, значит нужно быть готовым к «присутствию в голове» того факта, что эти «растянутые» километры тебе придётся преодолевать исключительно с помощью собственных ног.


С виду незаметно, но явно влияет фактор высоты, ведь вся эта «пустошь» на высотах 1900 метров и выше. Солнце по-горному жаркое, тень отсутствует вовсе и подобие прохлады приходит лишь с «дыханием Севана», при условии, что он дышит в твою сторону.

К интересным можно отнести ощущение бега по дну. Это не просто от знания того, что раньше озеро было гораздо большим. Это явно видно… По рельефу, по камням, по другим приметам.

Запомнился Севан ещё и тем, что практически в самом начале бега вдоль озера, случилась настоящая «змеиная атака». В принципе, змеи для Армении не редкость, а фактически обычно-бытовое явление. Не в городах, конечно, а на природных просторах. Для деревенских жителей эти рептилии как для нас комары или мухи…

Это я к тому, что придорожная встреча со змеёй, хоть и не «норма дня», но совсем не неожиданность.  Но тут…

Несколько километров подряд пришлось усиленно глядеть под ноги, и даже при этом (судя по возгласам ребят) мне удалось заметить далеко не всех. Вобщем, были и «совсем дохлые», и «полуживые» и «очень бодрые».

Всё это дело сопровождалось достаточно узкой обочиной и приличным автодвижением на асфальте. Да и сам асфальт изобиловал ямками, в которых тоже иногда «грелись» спиралевидные тела…

Но, несмотря на всё вышеперечисленное и что-то недосказанное – здесь очень красиво. Сейчас, когда рассматриваю сделанные на Севане фотографии, понимаю, что могу более объективно оценить «картинку» окружающего его пространства - без ссылок на усталость, жару и прочее… Есть и совершенно неповторимые кадры, которым я дал определение «нереально-космические».

НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. НОРАТУС

Две ночи прошли на берегу озера, одна – в селении Норатус, известного своим древнейшим кладбищем, где собрано более восьмисот Хачкаров.  Традиционные армянские Крест-камни появились здесь на протяжении IX-XVII веков, а самый древний датируется  V веком.  После же того как варварски «исчезло» кладбище в Джуге, где было собрано около трёх тысяч Хачкаров – Норатус является самым крупным в мире из подобных мемориалов.

СЕВАНСКИЕ ДНИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Утро пятого дня началось с понимания - я не могу не только бежать, но и просто двигаться. Ночью желудок окончательно «сошёл с ума», поэтому сна как такового не было в принципе, а главными персонажами сновидений во время короткого забытья выступали люди в белых халатах, тянущиеся со скальпелями к животу…

Но терпеть лишения не привыкать, главная задача не в том – как заставить себя бежать, а что сделать для искоренения проблемы.

Пока ясно одно – излишнее увлечение минералкой приводит к тому, что она начинает «чистить» организм по полной программе.

С этого утра прячу остатки тела под футболкой с длинными рукавами – солнца хапнул уже предостаточно, нужно передышку сделать. Про «остатки» не преувеличение – реально чувствую, что килограммов по дороге подрастерял уже прилично, а ведь это ещё даже и не половина пути.

Главным впечатлением этого этапа стала его практически полная схожесть с известной Долиной Смерти, что расположилась в американской Неваде. Там аналогичная лента дороги, упирающаяся в еле видные на горизонте скалы, и пустота вокруг…

 

Постепенно Севан отошёл в сторону, бежим к Мартуни. В окрестностях города красивейшие леса, а вот сами улицы особой радости не принесли. Всё очень сухо, каменно и пыльно…

Минуем поворот на Ехегнадзор - финальную точку завтрашнего дня, и двигаем до первых серьёзных предгорий, которые оказываются на одной из длиннющих улиц, где-то на городских задворках на высоте 2 100 метров.

НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. МАРТУНИ

Этот город остался в памяти благодаря нескольким событиям.

Первое было не очень весёлым, второе анекдотичным, третье беспокойно-ночным…

Идём по порядку… Ещё на подступах к городу заметил странную блестящую на солнце ленту, спускающуюся с ближайших предгорий. Первая мысль была: «Вода с ледников стекает». Потом отвлёкся на своё не самое приятное состояние и про странную «реку» забыл. И только под финиш дня, на выходе из города, мы с Давидом вдруг попали в настоящее столпотворение. Первая мысль – мы на рыночной площади. Потом взгляду открылись огромные ворота и забитая машинами дорога ведущая круто вверх. Именно стёкла машин, блестящие на ярчайшем солнце и показались мне издали рекой…

Это было кладбище… А люди и их машины – участники похорон. На мой вопрос: «Кого столько народу провожать пришло? Какого-нибудь государственного деятеля?», - Давид с удивлением ответил: «Жителя обычного, скорее всего, это ведь не самые многолюдные похороны…». То, что житель был обычный подтвердил мужчина, встреченный по дороге: «Пошёл сосед в магазин и какой-то гад сбил его, а потом скрылся…».

Теперь к «мартунинским анекдотам»… Давид заранее позаботился о брони в одном из местных отелей. Отыскали мы его после финиша. Вроде с виду ничего – новый, миниатюрный и похоже уютный. Берём вещи и двигаем к номерам.

Давид ушёл вперед, вслед за хозяином заведения… Неожиданно вижу, что он быстро возвращается и лицо у него, прямо скажем с не самым приятным выражением: «Уезжаем!!!».

Уже в машине спрашиваю – что случилось? Давид говорит, что предложили нам два номера (на четверых мужиков), в каждом из которых стояло по одной полутораспальной(!) кровати… На вопрос Давида: «И как мы тут будем спать?», - хозяин отреагировал удивлённым: «А что вас собственно смущает…?».

Мы потом долго хохотали над этой сценкой, а у меня вошло в привычку периодически спрашивать Сергея, с которым, по мнению хозяина отеля, мне пришлось бы спать: «Сергей, тебя что-то смущает?..».

Ну, и последнее из мартунинских воспоминаний связано с ночлегом, который мы себе всё-таки устроили в другой гостинице. Не такой современной и комфортабельной, но с раздельными кроватями…

Не прошло и часа с момента ночного забыться, как на улице под окнами вдруг началась «автоперекличка». Это когда машины, встав в квартале друг от друга, начинают активно «меряться сигналами». Я такую оригинальность слышу впервые…

Ночные выступления продолжились чем-то вроде дрифтинга – судя по визгу покрышек, а завершились включением на полную мощь всего того автомобиле-акустического, что можно было включить. Финал «мартуни-шоу» наступил в районе половины пятого утра…

Из всего этого дела я честно говоря не понял одного – ну ладно мы, случайные постояльцы многоэтажной гостиницы… Но ведь рядом стоят вполне себе жилые и тоже этажные дома… Это тут что – норма поведения на которую никто не реагирует?!

Весёленький городишко… А ночь благодаря стараниям его жителей снова оказалась бессонной…

 ДЕНЬ ШЕСТОЙ. МАРТУНИ – ЕХЕГНАДЗОР

Сегодняшний день знаменателен уже тем, что отныне время пробега идёт на уменьшение. Утро было ясным и в меру прохладным, что в принципе немудрено на высоте в две тысячи сто метров. Ребята решили с утра свой велосипед не тревожить, и бег мы начали втроём.

Дорога сразу и резко пошла вверх, петляя мимо одиноких домов, обозначающих пригород Мартуни. Быстро набираем двести метров ближе к небу, и на какой-то короткий миг за спиной ещё раз появляется Севан, но теперь уже далеко внизу.

А перед нами открылась прохладная, наполненная кристально-чистым воздухом горная долина, через которую лежит путь к перевалу Варданяц – одному из красивейших в Армении.

Несмотря на видимость прохлады, солнце здесь наверху достаточно активное и совершенно явственно покусывает те части тела, которые ему открыты. Но мы уже слегка «подзадубели» за минувшие дни, а потому бдительность на предмет «обгореть» постепенно притупляется.

По правую руку выросли грандиозные контуры потухшего вулкана Армаган, достигающего в высоту почти три тысячи метров. В кратере его говорят, есть озеро, куда иногда спускаются попить воды небесные феи... А у подножия разместилось приличного размера селение. Прямо Везувий и Помпеи…

Справа и впереди регулярно приглядывает за нами из-за горной гряды «седовласая» верхушка Арарата. Я специально потом по карте глянул – от этого места, до него порядка 90 километров… Вот это гигант!

Дорога слегка петляет, периодически ныряя вниз и забирая вверх, но не выходя за границы 2 250 -2 350 метров над уровнем моря. Если забыть на какой высоте находишься и принять вершины гор за холмы – полное ощущения, что ты где-то в степи. Дополняют картину видимые за много километров стада. Они тут практически повсюду. А те, кто их пасёт, находят себе пристанище в, не самого привлекательного вида  каменных «времянках», периодически встречающихся по разные стороны пути.

Отдельно хочется об орлах. В принципе, эти птицы являются здесь постоянными спутниками. Но именно на этом отрезке пути их было очень много, и вели они себя как-то более по-хозяйски. То есть – не просто кружили над головой занимаясь своими делами, а целенаправленно сопровождали. Конкретно «ко мне было приставлено» две птицы, которые пересаживались с одного придорожного столба на другой, или просто шли по земле.

Чуть позже стало понятно – чем вызвано такое внимание. Оказывается, я двигался по направлению к тому, что можно назвать «орлиный город». За очередным поворотом дороги выросла скала, на которой этих птиц было столько, сколько до сих пор видеть не приходилось. При моём приближении они начали проявлять нешуточную активность – поднимались с мест целыми группами, летали друг за другом и вокруг головы… Если учесть, что хищники эти размера весьма приличного, то можно наверное было бы и испугаться, но как-то не до того…

Ещё одним запоминающимся событием «предоблачного» участка стала встреча с германским велосипедистом-путешественником, направлявшимся в Грецию через Грузию и далее домой. Один, на велосипеде, увешанном дорожными сумками, с прикрепленной на руле картой. Общительный, весёлый парень.

Впоследствии подобные встречи стали чуть ли не ежедневной нормой, а для нас было настоящим откровением, что Армения столь популярна среди велотуристов. Тем более, что перемещаться здесь на загруженном вещами велосипеде есть задача далёкая от легковыполнимых….

За очередным затяжным подъёмом, оказался гребень перевала, а в нескольких метрах от него открылась та перспектива, которую я много раз разглядывал до пробега на фотографиях. Тогда не верилось, что смогу увидеть это своими глазами…

Здесь, с высоты 2 400 метров, через небесно-голубую дымку, открывается совершенно безумный вид на огромное ущелье, коричневые склоны которого местами окрашены зеленью деревьев.

…Петляют бесконечные витки серпантина, по которому нам предстоит спуститься до самого низа этого огромного природного сооружения, чтобы потом, уже по дну ущелья бежать в сторону Ехегнадзора.

Честно говоря, уходить с вершины перевала не хотелось. Добровольно лишить себя возможности видеть это чудо крайне тяжело, но сегодня у нас впереди ещё более тридцати километров…

Метров на восемьдесят ниже вершины перевала ещё одно интересное сооружение, но не природное, а рук человеческих – базальтовый Караван-сарай XIII-го века. В обыденном переводе – гостиница времён Великого Шёлкового пути, часть которого проходила как раз по этой местности.

Зашёл внутрь - темновато, страшновато и прохладно. В нишах потрескивают свечи. Высокий сводчатый потолок оформлен красивыми арками. В отдалении от входа не сильно приметный, слегка косящий вправо дверной проём. Судя по всему, я ещё в  «предбаннике», или, выражаясь языком современников «на рецепшне». А вот за дверью расположился достаточно приличный зал, в котором выделены просторные боковые ниши. Единственный источник света – отверстие в крыше, в дождь это наверное ещё и «несанкционированный» источник воды.

Кстати о погоде. Она здесь в зимние месяцы совсем не курортная – снега выпадает много, что делает перемещение по серпантинам не просто опасным, но и зачастую просто невозможным.

Съели дыню, закусили виноградом и двигаем дальше. Спуск бесконечен, но это уже дело привычное, хотя смею вас уверить, что многокилометровые спуски далеки от «праздника бегуна». Сначала да! Летишь и радуешься возможности «проглатывать» расстояния с меньшими трудозатратами. Но через определённое количество километров всё, что есть из «опорно-двигательного набора» начинает в прямом смысле развинчиваться. Особенно показательны колени, которые на виражах имитируют движение не только взад-вперёд, но и из стороны в сторону. Я в этих случаях надеваю на них суппорты – исключительно для профилактики. Та же история и с голеностопами.

Поворот, поворот, поворот… Скалы, пропасти, осыпи… Сады, деревья, тень иногда… Шум реки… Всё более громкий хор цикад… Постоянно увеличивающийся градус жары, становящейся просто нестерпимой…

Так, если коротко, можно описать процесс спуска из предоблачных высей в глубину ущелья. Потом был долгий, изматывающий путь по дороге, обрамлённой не слишком густой растительностью, навстречу далёкой горной гряде, которая буквально полыхала жаром.

Дорога лишь иногда предлагала небольшие подъёмы, в основном же это был хоть уже и пологий, но практически постоянный спуск. Солнце раскочегарилось не на шутку. В виде показателя могу привести простейший из тестов – мокрая кепка высыхала за считанные минуты.

Из «развлечений» можно отметить лишь встречу с молодой гюрзой. Она была чуть более полуметра ростом и столь же вяло отреагировала на моё присутствие как и я на её. Просто лениво-медленно ползла поперёк пути, а я просто оббежал в районе хвоста. Совсем недавно и помыслить не мог, что буду так к гюрзам относиться…

Ехегнадзор, место уже знакомое. В прошлом году он был финишем второго дня, правда, подходили мы тогда к нему по другой дороге. Но, я уже знал, что от перекрёстка, где эти пути сходятся, будет очень приличный подъём.

Знал, но подзабыл степень крутизны… Хороший такой финишный довесок…

Всего за день позади осталось 52 километра. Очень приличный спуск на 1 341 метр, и вполне себе стандартный подъём – 527 метров.

Ночевать отправились в гостиницу, уже знакомую по прошлому году. Её «визитная карточка» в том, что это единственное в Армении место, где при заселении меня просят предъявить паспорт…

 ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. ПЕРЕЛОМНЫЙ

Да, именно так и вышло. День стал переломным, хотя с утра ничто этого не предвещало…

Начнём с того, что я впервые проспал. Совершенно потеряв ориентировку в днях недели, забыл, что сегодня суббота, а будильник у меня в телефоне настроен исключительно на будни. Но даже не в будильнике дело – и без него встаю нормально. Просто ночи как времени сна опять практически не было. Совершенно не давала спать «подпалённая шкура», мстившая за вчерашнее легкомысленное пристрастие к загару. Совершенно «слетел с катушек» желудок. Да, с ним не заладилось с самого начала пробега, но тут…

Вобщем, с утра сказал ребятам, что я вынужден изменить своим принципам, и прибегнуть к аптечной помощи. Вполне естественно, что в Ехегнадзоре в восемь утра все подобные заведения ещё закрыты. Ближайший вариант – соседний Вайк, но до него ещё надо добежать…

Километров через 13-14, подъехавший на велосипеде Давид принёс благую весть: «За поворотом аптека, я там уже выяснил – то, что тебе поможет есть…». Не буду рекламировать всем известную марку желудочных пилюль. Скажу лишь, что по совету специалиста проглотил сразу две, запомнив, что ещё пару должен употребить до конца дня.

Сразу за городом втянулись в уже знакомое ущелье Вайка, тут всё время вверх, но достаточно плавно. Дообеденную тридцатку завершили в той же придорожной кафешке, где отдыхали год назад. Всего пара беседок в прохладе под сенью деревьев и журчание ручья. Приятное место в шаге от асфальтового пекла…

Эти километры я шёл на полном автопилоте. Несмотря на то, что «желудочные терзания» ушли в сторону, энергии в запасе не осталось ровно никакой. Вполне подходяще тут звучит определение «на последнем издыхании». Главными задачами было сохранить скорость не тормозящую движение всей группы, и не оказаться под колёсами многочисленных машин.

Всё время, пока готовился обед, провёл растянувшись на деревянной скамье. В голове совершенно спокойные рассуждения на тему: «Идти или не идти на Сараван..?» . Это, если помните, один из «двухтысячников», а если быть точнее – его высота почти 2 400 метров. И именно за первые послеобеденные 12-14 километров пути предстояло «взлететь» почти на километр.

Тридцатка исключительно вверх уже позади, жара только прибавляется, Сараван же пока ещё величина из фантазийных…

В таких случаях всегда помогает опыт прожитых с бегом лет. Именно он даёт возможность принимать спокойные решения и не идти на поводу эмоций, усталости и всего прочего, что успело накопиться за минувшие дни. Вобщем решил всё на привычном уровне «будем посмотреть», взял небольшой запас воды и «нырнул» в недра раскалённого асфальта.

Дальше случилось именно то, что я назвал «переломом» не претендуя на определение «чудо». Просто включил максимальную  злость на мешающие бегу обстоятельства и на себя тоже, закрепил всё это дело полной небоязнью скончаться на дороге, и рванул…

Хорошо, что в этих местах люди редко встречаются – напугал бы наверное, потому как каждый выдох сопровождался рыком, схожим со звериным, да и лицо наверное больше на зомби смахивало…

Каждая остановка могла стать последней, поэтому я их искоренил в принципе. Главная задача – вершина Саравана. Остальное – просто остальное.

Меня совершенно не волновало – догонит ли машина сопровождения, чтобы воды добавить. Знал, что в крайнем случае попрошу помощи у проезжающих водителей. Впервые за пробег ничего не фотографировал, потому как впервые выбежал без камеры. Это был тот момент, когда нужно в прямом смысле «умереть и родится заново», для того чтобы снова поверить в себя и не завершить бег уже сегодня…

Не могу судить, как это бывает у других, но мне такое «тестирование» приходится проходить практически на каждой новой сверхдистанции. Причём проверки эти всегда разноплановые, разноуровневые, и что самое главное – многократные. То есть, никогда не знаешь - «верх» это уже или этап промежуточный…

Вобщем, машина наша догнала меня лишь на вершине. От Сергея узнал, что ребята изрядно отстают, и он просто не успевает и их поить через равные промежутки, и меня в этих промежутках догонять. Я его успокоил, сказав, что вся ответственность за собственную прыть на мне же и лежит. Дорогу по прошлому году знаю, и воду, если что найду…

Признаюсь, что «в запале»  совершил две ошибки – не поменял маленькую флягу на нормальную поллитровую, и не взял телефон. Но, ведь и фотоаппарат я тоже не взял!

Это не просто уточнение – фотоаппарат есть неотъемлемая часть ежедневной экипировки, и то, что он остался «за бортом» лучшая демонстрация совсем не лучшего моего состояния. Во всяком случае – больше такого во время пробега не повторялось.

Дорога пошла вниз, но не глубоко – здесь всё на уровне высот «две с копейками».

В голове плотно засело слово Царнакунк.  На самом деле это название селения и переводится оно как «холодный ключ». Мне почему-то запомнилось, что именно его Давид назвал идеальным финишем дня.

Идеальным, не в плане остановки – ночевать мы в любом случае отправимся в Сисиан, а в смысле оптимального набора километров сегодняшнего этапа…

 НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. ЗАГАДОЧНЫЙ ЭТАП

Здесь просится пояснение. Один из ожидающих нас этапов, а именно Горис – Капан, был практически «тёмным пятном» пробега. Про него мы знали что-то исключительно приблизительное.

Знали, что там есть перевал Тас, который сильно не любят водители за сложность и опасность. При этом - совершенно не знали какой этот Тас высоты…

Не знали и какова протяжённость этапа… Люди говорили разное – от 60 до 100 километров. Интеренет тоже что-то там выгугливал невнятное. Вобщем – полный полтергейст.

Это сейчас вспоминать можно весело, но тогда была реальная, давящая проблема. Именно поэтому постоянно хотелось добавить пару километров к очередному дню, чтобы уменьшить неизвестно-пугающую протяжённость «тёмного» этапа.

В конце-концов с километрами более-менее определились, но вот Тас всё равно нашёл чем нас удивить, и не только он… 

 ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. ПРОДОЛЖЕНИЕ. ВПЕРЁД К ЦАРНАКУНКУ!

Итак. Я оказался в полной автономке с запасом воды 260 мл. Спустился до Горайка, добавил воды из источника и ушёл в совершенно безлюдную и достаточно суровую с виду местность горной долины. Знаю, что впереди точно есть один очень сложный подъём и совершенно не знаю – сколько впереди километров.

Продолжаю рычать, проглатывая расстояние и экономя воду. Бог всё видит – как только фляга опустела окончательно, он тут же послал мне помощь… Метрах в пятистах впереди заметил ульи, значит рядом должны быть люди…

Так оно и оказалось. Двое. Один говорит по-русски. Оба изрядно удивлённые. В ответ на вопрос насчёт воды, прозвучало: «Вода есть, кофе есть, водка есть, мёд есть, еда есть… Всё есть!».

Из предложенного ассортимента с удовольствием согласился на воду и пару ложек мёда. Попутно рассказал откуда и куда бежим, а заодно и выяснил, что до Царнакунка «километров пять..».

Снова вверх, опять вниз. Иногда машины, очень иногда стада, охраняемые здоровенными собаками… Впереди село. Табличка говорит, что это Цхук, значит мне дальше – мимо расположившихся на обочине торговцев плодами здешней земли, провожающих меня удивлёнными взглядами…

Дорога пересекает очередное ущелье, на противоположном «берегу» которого знакомые силуэты домов. Это точно он – Холодный ключ!

Останавливаюсь у придорожной палатки, которая и кафе и авторемонт одновременно. Знакомлюсь с общительным хозяином. Принимаю приглашение на кофе-сок. Вытаскиваю наружу стул и располагаюсь на отдых в ожидании ребят.


Где-то через полчаса появляется машина с удивлённым Сергеем, который оказывается уж и не чаял меня увидеть. Ещё минут через десять подрулил на велосипеде изрядно уставший и слегка злой Севак, ну а потом и Давид бегом подтянулся…

Загружаемся в машину. Едем в Сисиан. Утром вернёмся сюда же.

За спиной сегодня осталось 63 километра пути, 1 417 метров подъёма и 542 метра спуска.

 НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. НЕОЖИДАННАЯ ПРОБЛЕМА

Мой послеобеденный «уход в никуда» стал поводом для вечернего обсуждения в нашем узком кругу - если так резко начал разнится темп бега, значит нужно искать какой-то общий знаменатель, ведь до цели ещё далеко и мы либо сохраняем подобие единой команды, либо…

Всё спокойно обсудив пришли к выводу, что если кто вдруг выйдет за темп 7.30 мин/км, значит, он обязан просто сесть в машину и уже в ней продолжить движения до тех пор пока в себя не придёт. Конечно, у ребят есть велосипед, но так как они пользуются им вдвоём – вполне может возникнуть критичная ситуация.

Попутно Давид рассказал как они меня сегодня «ловили». Начиная с вершины Саравана Давид отправлял Сергея (на машине естественно) на четыре километра вперёд с условием, что даже если меня по пути не обнаружит – останавливаться и ждать их для пополнения водных запасов.

Первая остановка, ответ: «Не видел», вторая – аналогично. Постепенно в головах начали возникать мысли на предмет «упал в пропасть», «съели волки» и прочие из подобных…

Тех же самых пасечников спросили: «Не пробегал?», - они ответили, что был такой и спрашивал: «Сколько до Царнакунка?». Давида эта информация и успокоила и удивила – он, оказывается, планировал до Цхука, что километров на пять ближе…

Почему я услышал другое название – загадка. Но, как оказалось, зря ничего в этой жизни не бывает и уже на следующий день был повод порадоваться пройденным накануне «лишним» километрам.

Да, и со скоростью моей было не всё понятно – оказывается, ребята после Саравана старались держать темп по 5 мин/км, но это ко мне нисколько не приблизило. Поэтому договорились ещё и о том, что если у меня опять «пруха» пойдёт – я буду хоть иногда «притормаживать». На моё шутливое: «Ребят вы забыли, что я среди вас самый старый?», - последовало: «Вот и не надо себе цель ставить молодых загнать до смерти…». На том и порешили.

Кстати. Больше подобных проблем у нас не возникало ни разу…

 ДЕНЬ ВОСЬМОЙ. РАЗНЫЙ

С утра забрались в машину и отправились в обратную сторону – к месту вчерашнего финиша. Далековато оказалось.


Сегодня для меня ничего нового. Бежим до Гориса. Участок известный, и предвкушения его преодоления не самые весёлые. Знаю, что будут суперзатяжные прямые с бесконечными подъёмами и спусками. Будет перспектива видеть дорогу на десяток километров вперёд.

На самом деле, места здесь просто суперкрасивые. По правую сторону, хоть и в приличном отдалении, но всё-таки рядом – Воротанское ущелье. По левую – высокогорная долина с верхушками каменных исполинов, которые на этой высоте выглядят просто холмами.



Но, если в прошлом году я этими видами восхищался, то теперь избалованная живописными перевалами психика начала «пробуксовывать». Скучно ей видите ли...!

Снова «скрип зубов» на дообеденной тридцатке. Желание одно – вырваться из этой долины и повернуть после Гориса в новый, ещё неизведанный мир южной Армении…

Этап сегодня не короткий, на обеденной дыне далеко не уедешь, решили поискать что-то поосновательней.

Решить то решили… А где это «поосновательней» взять в безлюдном месте без единого селения? Пришлось ехать в Татев. Там кафе возле станции канатки стабильно работает. Да и ещё раз на грандиозный вид взглянуть совсем не лишним будет…


После обеда даже удалось ненадолго прилечь на одну из скамеек, которые расставлены тут на аллеях. Мимо проходит разноязыкий люд, вслух выражая свои эмоции на тему странноватого «бомжа в трусах». Длилось это представление недолго. Подошёл секьюрити и предложил сесть или уйти. Кричу ребятам, которые на соседней скамье разместились: «Уходим. Гонят нас добрые хозяева…». Охранник обиделся: «Я не гоню, просто нельзя тут лежать». Рассказали ему почему лежим и откуда бежим – расстались друзьями. Правда, он нам вряд ли до конца поверил, судя по виду…

Покидаем Татев. Снова возвращаемся по бесконечной прямой. Я совсем без настроения. Говорю Давиду: «Давай не побежим до Гориса, или хотя бы «десятку» предстоящую сократим  – после неё вроде повеселей вид открывается. Мы ведь этот этап в прошлом году проходили уже…».


Ответ Давида: «Давай не будем ломать карту…», - предельно прост, но до того «высокоаргументирован», что осталась только одна дорога – на дорогу. А на ней снова произошло «вчерашнее чудо»…

Лениво выхожу, без желания делаю первые шаги и вдруг… Я уже не хозяин своему телу, точнее – ногам. Они просто бегут в каком-то им удобном режиме. Они увеличивают скорость, которую я пытаюсь слегка придерживать.

Сзади Давид кричит: «Темп 5.15… 5.0… 4.50!!! Ты убить меня хочешь?!».

Но, мы же договорились, что «убивать не буду» поэтому на вершине очередного подъёма я слегка притормаживаю, а потом снова «улетаю» вниз-вверх. И самое главное, что не только сам ощущаю, но и Давид подтверждает: «Да ты же нагрузки не чувствуешь – это видно. Похоже, тебя нельзя обедом кормить…».


НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. О СКОРОСТЯХ

После этого случая мы такому моему поведению уже не удивлялись. Я же нашёл «феномену» лишь одно объяснение: «Когда мне что-то надоедает, или я сильно устал, мне хочется это издевательство прекратить поскорее - отсюда и скорость ненормальная».

Для понимания «ненормальности» процесса хочу уточнить, что я давно уже со скоростями быстрее 5.30 мин/км не бегаю. В этом просто нужды никакой нет. Бегать марафоны за три часа я давно уже бросил, а там, куда я забегаю сейчас, такие скорости не нужны вовсе – там несколько иная работа.

 ДЕНЬ ВОСЬМОЙ. ЗДРАВСТВУЙ ГОРИС!

Я уже говорил, что у нас был повод порадоваться вчерашним «лишним» километрам, и пришёл он в виде грозы, которая повстречала нас на подступах к Горису. Он лежит в глубоком ущелье, и было прекрасно видно, что молнии за горной грядой метят прямо в город. Кстати, молнии тут очень интересные, некоторые замирают яркой дугой на неопределённое время. А вообще, ощущения жутковатое – полное осознание природной мощи…


Небо в миг почернело и вдруг наступила «светлая ночь». Раскаты как далёкие пушечные залпы. Угрожающе-тёмные облака закручиваются какими-то жуткими вихрями… А ты на совершенно открытом пространстве, где нет даже дерева рядом…

На вершину ущелья, откуда открывается непередаваемый вид Гориса, мы выбежали уже под приличным дождём, а длиннющий спуск в город начали под достаточно холодными потоками воды. Это был единственный дождь за всю длинную дорогу…


По Горису бежали ровно до тех пор, пока не решили остановиться у одного из верстовых столбов. Красивый город. Скажем так – индивидуальный. Дома в Горисе отличаются своим особым стилем, демонстрируя гостям достаток хозяев. А мы, поселившись в отеле, двинули в знакомое по прошлому году кафе в городском парке. Кухня там хорошая – чего искать ещё.

Женщина-официантка тоже похоже «из прошлого года». Осторожно спрашиваю – не ошибся ли я? Она подтверждает мою правоту и: «Что опять куда-то бежите?».             Рассказываю куда-откуда, вспоминаю, как год назад она мне посоветовала что взять: «Я вашему вкусу доверяю…». Посоветовала снова, и… Вы знаете… Такой бефстроганов я ел первый раз в жизни! Честно! Уж не знаю, что они делают с мясом и соусом, но если будете в Горисе – советую...


Да, кстати. Километров сегодня вышло 51. И самое удивительное, что вверх набралось лишь около пятисот метров, а вот вниз почти тысяча двести…

 ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ. ВСЁ ПО ДРУГОМУ

Сегодня у нас тот самый «загадочный этап» не совсем понятной величины, с перевалом неизвестной высоты. И именно сегодня мы повернули туда, где начинается самая настоящая южная Армения. Дорога продолжает круто «валиться» вниз. Сначала бежим по улицам Гориса, собирая многочисленные взгляды идущих на работу жителей и спешащих на учёбу школьников.

Сразу за границей города явно чувствую перемены, происходящие в окружающей природе. Горы вдруг стали выше, а ущелья превратились в пропасти. Окончательное понимание, что это просто ОПАСНО пришло, когда чуть не влетел в асфальтовый провал.


…Обвалился кусочек дороги. Прямо у кромки. Вместе со столбиками и близлежащими кустами. Под ногами вдруг оказался «выход на склон», а сбоку открылась доселе скрытая зеленью перспектива не бездонной, но Глубины.

А мы ведь только начали двигаться по землям Юга, и нам три дня Туда углубляться! Давид загадочно намекает, что теперь начинается «Настоящий Зангезур», а я уже даже подумать боюсь – что нас там ждёт! Начинаю соображать, что кажется ввязался в какое-то слишком авантюрное приключение. Тем более, что в финальный день у нас ещё и загадочный перевал Мегри, про который тот же Давид, как единственный из нас, кто там бывал, говорит: «Я его боюсь!». Тут же добавляет: «Нет, для тебя проблем не будет… Это я боюсь…». А потом начинает рассказывать что-то про орла, который парил на уровне бокового стекла машины и заглядывал ему прямо в глаза…


Бежим вниз. Всё круче и круче. Помним, что впереди перевал и прекрасно понимаем, что потом все эти «потерянные» метры придётся набирать по дороге вверх. Пробегаем под огромной аркой – таких мы ещё не видели. Огибаем очередную гору и… Открывается прекрасный вид на огромное ущелье. А наша дорога, всё уменьшаясь в видимых размерах, серпантинисто уходит на самое его дно… Туда, где бурлит очередная речка.

Навстречу медленно поднимаются три иранских велосипедиста со счастливо-усталыми лицами. Их «кони» навьючены по максимально-возможной схеме. Коротко общаемся и расходимся с пожеланиями удачной дороги.


 

Достигнув дна, достаточно долго бежим мимо каких-то поселений, больше похожих на дачные посёлки и вдруг впереди вырастает огромное здание ТАТЕВ ГЭС, извергающее мощный поток воды.

Именно извергающее! ГЭС буквально прилеплено к подножию огромной скалы, и воду она берёт из неё… На следующий день мы встретили множество подобных станций разной величины. И все они были запитаны от скал. Причём – трубы идут практически от самых вершин. Откуда там наверху столько воды – загадка!


Сразу за мостом начинаются серпантины Таса. Их просто какое-то безумное количество. Крутим-вертим всё выше и выше по одному склону. Дорога огибает гору, переходя на другой склон и по всё новой…

Теперь понятно, почему Тас столь нелюбим автомобилистами, ведь практически каждый виток серпантина заканчивается пропастью, а то, что не все успевают вывернуть руль, доказывают памятные плиты на виражах. С трудом представляю себе – как тут ездят зимой, когда асфальт покрыт снегом и наледью.


            И ведь это не просто часть «просёлка». Это международная трасса – единственная, связывающая Армению с Ираном. По ней постоянно ползут тяжелогружёные фуры, в основном с топливом. По ней же идут и огромные автобусы с иранцами, решившими совершить вояж в Европу, где можно «слегка расслабиться», что они регулярно в Ереване и демонстрируют…

Отвлёкся я что-то, а мы тем временем поднялись на самый верх перевала. Случилось это через 25 километров с момента утреннего старта в Горисе. Причём, сам подъём на Тас со дна ущелья составил девять километров сплошных серпантинов. Дна этого теперь не разглядеть за широкими откосами, а вот противоположная сторона ущелья открылась полностью. Оказалось, что гребень её это начало огромного горного плато с редкими вкраплениями зелени, среди которой можно высмотреть крыши какого-то селения. Остальное – сплошной камень…


Ну, а на нашей стороне тоже новости. Дорога делает очередную петлю и уходит вниз, ныряя в лес. Но, перед тем как уйти на спуск мы понимаем, что на этом наша «перевальная работа» не заканчивается. За очередным небольшим ущельем следующий склон, а опытный уже взгляд быстро находит среди покрывающей его зелени прорези серпантинов. Похоже нам туда…

Вынырнув из деревьев, мы попадаем в совсем небольшое селение. На окраине его стоит вагончик и пара беседок имитирующих придорожное кафе. Заведение на вид весьма сомнительное, но у нас уже тридцатка, впереди как минимум столько же и других едательных перспектив практически ноль…

За столиком играют в нарды старик в пиджаке, и в меру бородатый парень в рубахе и камуфляжных штанах. На вопрос – можно ли здесь чего-нибудь перекусить, предлагают «минут сорок» подождать хозяина, после чего «всё будет». Устраиваемся на отдых возле одного из столиков. Гоняем мух, которых тут видимо давно не кормили…


Минут через двадцать говорю Давиду: «Может его сорок минут до вечера будут? Тогда лучше двинуть сейчас…». Бородатый парень говорит, что хозяин уже Тас проезжает…

Вобщем. Из «всё будет» нам подошла лишь яичница да обычные огурцы-помидоры…

Снова длиннющий подъём в окружении горного леса, а потому в полном неведении – когда этому делу конец. Вылетаю на вершину очередного перевала, там домик небольшой, и фуры отдыхают задрав кабины… Спрашиваю хозяев: «Это всё?», они радостно заверяют, что больше подъёмов до самого Копана нет, всё исключительно вниз: «Только маленькая горка, не больше километра…».

Подходят Севак с Давидом, у них вопрос тот же самый, что и у меня. Причём Давид заверяет: «Если снова вверх будет, я кого-нибудь убью…». Успокаиваю: «Люди местные, знают что говорят, значит всё точно…».

Метров через сто вниз открывается классный вид на Нагорный Карабах и нашу дорогу, которая и правда теряется внизу среди деревьев. А то, что горы вокруг, так мы ж между ними…


Но, этот этап приготовил нам ещё один сюрприз, в виде очередного перевала. Тот «километр вверх», что нам обещали, трансформировался в почти пять километров жутко-крутого подъёма, состоящего из длиннющих тягунов. Этот «праздник бега» вытащил остатки тех жил, что ещё были в наличии… «Тас дубль три» иначе не скажешь…

Уже не во что не веря переваливаем через третий гребень, и впереди открывается что-то очень красивое и слегка жутковатое одновременно.

Огромная долина, ограниченная далёкими острыми гребнями гор. Какое-то странное, отдающее металлическим блеском озеро и над всем этим синий туман… Действительно синий! Если бы над нами вдруг начали кружить летающие тарелки – я бы даже не удивился. Они бы вполне органично вписались в неземной пейзаж.

«Водоём» же оказался на самом деле не совсем обычным. Это, скажем так, отстойник плодов жизнедеятельности медно-молибденового комбината и чего там меньше всего, так это воды…


Каким-то затянутым получается описание этапа, впрочем, и день тот был тоже вполне себе бесконечным и очень многогранным по полученным впечатлениям. Мы, когда пробег анализировали, пришли к выводу, что он был ещё и самым изматывающим в физическом плане...

А до Копана мы всё-таки добрались, оставив за спиной ещё 63 километра дороги, из которой 1341 метр были исключительно вверх, и почти два километра вниз.

Да. Именно на девятый день пришло осознание, что мы уже практически пересекли всю Армению…


ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ. СЛОЖНЫЙ

Этот этап, на первый взгляд, должен был стать самым «отдыхательным». Казалось бы  всего тридцатка – не успел стартовать а уже пора и финишировать. Но, я же говорил, что в Армении простых дорог нет…

Сегодня весь путь шёл исключительно вверх и через тридцать километров, достигнув дверей гостиницы, которая стояла у самых отрогов Мегринского перевала, мы оказались почти на километр выше места утреннего старта.

Сначала бежали по бесконечному Капану, мимо многоэтажный домов-уступов «взбирающихся» на соседние склоны, затем на смену им пришли дачные домики, совершенно чудесным образом прилепленные на скалах и лесистых отрогах гор.


За городом нас «втянуло в себя» завораживающее своей красотой и масштабами ущелье. Мы уже среди водопадов, в метрах от пропастей, под огромными, нависающими над головой глыбами. Бежим, преодолевая тяжелые, а порой и очень тяжёлые тягуны, лишающие сил с упорным постоянством.

Но всё вышесказанное оказалось понятием вторичным, на фоне того что ещё утром организм предпринял новую попытку свалить меня с дистанции. Вдруг началось сильное и пугающее возможными последствиями внутреннее воспаление, которое за всю свою беговую практику испытал впервые…

Не скрою, стоило больших усилий просто не перестать бежать. Но я не мог позволить «злым силам» остановить меня в шаге от финиша…


Спасибо Севаку, поставившему, как оказалось правильный диагноз, и давшему пару полезных советов. Вобщем, добравшись до гостиницы в Каджаране, я просто выключился на несколько часов, а проснувшись обнаружил, что всё нормализовалось. Червь сомнения, конечно же остался и он нашёптывал, что завтра, во время нагрузки которая ждёт на перевале Мегри, всё вернётся…

Решил, что если даст Бог взобраться на перевал, буду искренне рад, а разрешит добраться до финиша – просто счастлив…

Такой вот «лёгкий» день с совсем небольшими километрами…


НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. НОЧНЫЕ СТРАСТИ

Очередной поворот ущелья на подходах к Каджарану открыл огромную пирамидальную гору. Точнее, не гору, а именно пирамиду покрытую лесом с ровными прорезями серпантина ведущего к вершине.

На самом верху виднеется что-то типа локаторной станции. Мурашки бегут от мыслей, что люди как-то туда попадают на работу или службу… Вижу фуры-букашки, медленно ползущие вдоль отвесной стены, начинаю догадываться, что это и есть тот самый перевал Мегри, к которому мы бежим уже десять дней, и понимаю, что мне туда совсем не хочется!

Давид утверждает, что это не то, что я думаю: «Перевал прямо от гостиницы, то есть – с другой стороны. А это какая-то «техническая гора» медно-молибденового комбината…». Его доводы несколько успокаивают, но веры этим утверждением не слишком много – я просто не вижу рядом альтернативы…

Всю ночь эта пирамида стояла у меня перед глазами, и какой-то голос твердил, что идти я на неё не должен… В том смысле, что возврата с неё для меня не предвидится…


ТРАНСАРМЕНИЯ. ДЕНЬ ФИНАЛЬНЫЙ

С утра вышли из гостиницы, перебежали мост через речку, текущую прямо под окнами отеля и… заблудились во дворах Каджарана. Просто повернули несколько не туда и начали удивляться – почему международная трасса походит прямо меж домов, под балконами, средь мусорных баков и под бельевыми верёвками…

Жители, удивлённые видом трёх мужиков в трусах, мечущимися у них под окнами с вопросом: «А где тут на Мегри?», - пытались указывать направление.

Я, честно говоря, совсем очумел, когда это направление вывело в узкий проход между очередным несколько-этажным домом и гаражами: «Здесь что – тоже фуры проезжают?!».


Наконец «выгребли» на правильную дорогу, которая впрочем мало чем отличалась от встреченных ранее закоулков. Миновали ещё один мостик и вступили на очень крутое и достаточно узкое начало серпантина. Узкое, потому как почти без обочин. Слева обрыв, справа же, в сантиметрах от асфальта скала. Уже после первых метров я сказал ребятам, что здесь, пожалуй, надо с большегрузными длиномерами повежливей. Лучше при их приближении вставать, прижимаясь к скале – чтобы и нам живыми остаться, и их срыв в пропасть не спровоцировать…


Градус подъёма был такой, что уже через пару десятков минут многоэтажки Каджарана превратились в «домики где-то внизу». А увидев после очередного поворота «тонкую нитку» вчерашней дороги я предъявил Давиду доказательства своей правоты: «Теперь видишь, что это та гора и есть?!».

Но, что самое главное – когда пошла работа, все «ночные ужасы» куда-то испарились, а вместо них пришёл восторг покорения очередного природного Сооружения. Причём, с первых шагов к перевалу стало ясно, что ничего подобного нам на пути ещё не встречалось…

У меня началась традиционная «высотная пруха» из разряда «чем меньше воздуха, тем легче бежится». Такое ощущение, что я просто развлекаюсь – выбегаю вперёд, поджидая ребят, фотографирую всё более шикарные виды и чаще, чем раньше снимаю видео… 

И снова вперёд, радуясь тому, что до высоты перевала ещё несколько сотен метров вверх, а в длину это километры…


Ещё один интересная особенно перевала Мегри в том, что дорога проложена по всем граням той самой «пирамиды» о которой я говорил ранее. То есть – мы её огибаем, идя по совершенно непонятной своим завершением траектории.

Вдруг совсем рядом появляется «локаторная станция», которую накануне я разглядывал снизу. Значит это вершина уже!!!


Дорога затяжным подъёмом уводит нас куда-то в сторону от горы, а справа открываются серые скальные пики Зангезурского хребта. Снова изматывающие тягуны, опять крутые серпантины, и вот «пирамида» открывается совсем внизу, а мы попадаем  на участок свежего асфальта. Правая обочина безо всяких столбиков обрывается в тысячеметровое никуда, левая упирается в «обгрызаный» горный откос, с которого местами осыпаются вполне себе серьёзные «камешки».


У меня почему-то возникло ощущение зыбкости этого сооружения. Казалось – поднажми на край и сползёт всё. Скорее всего нечто подобное и происходит регулярно, потому как  уж больно асфальт новый и обочина свежеутоптаная…

За поворотом, очень похожим на вершину перевала, попадаем в иную реальность. Перед нами уже совсем другое ущелье – чуть «мельче» прежнего и совсем другие горы напротив. Тут уже совсем не страшно и на краю постоять…


Ещё примерно километр совсем некрутого, по сравнению с прежним подъёма и официальный знак констатирует факт достижения перевала Мегри на высоте 2 535 метров.

 НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. НЕОЖИДАННАЯ ВСТРЕЧА

На самом верху встретили молодую пару из Франции. Ребята деловито скручивали спальные мешки и паковали их в велосипедные сумки. Они в седле уже много месяцев и сейчас возвращаются через Иран домой.

После того, как французы узнали маршрут нашего пробега, вдруг начали громко хохотать: «Мы думали что Мы сумасшедшие… Но, нам до Вас далеко!», - наверное это можно считать за комплимент…


ДЕНЬ ФИНАЛЬНЫЙ. ВПЕРЁД НА ИРАН!

Сфотографировались вместе и поотдельности… Прочувствовали момент нахождения на самом высоком асфальтированном перевале Армении, и снова в путь – к финишу всего нашего предприятия. До него какая-то двадцатка, причём вся исключительно вниз – почти на две тысячи метров. Севак пересаживается на велосипед, видимо решив напоследок ещё раз пощекотать нервы на крутых виражах. Мы с Давидом бежим…


Здесь, за перевалом, на территории отделённой от страны Мегринским и Зангезурским хребтами совсем иная, отличная от всей остальной Армении природная среда. Но, чтобы это осознать, для начала нужно уйти с высоты, где кроме травы, да чахлого кустарника ничего не приживается.

Очень интересно видеть – как распределяются природные зоны. Примерно до полутора тысяч метров горы сплошь зелёные, дальше просто скалы, и всё это имеет очень жёсткие границы – как-будто кто линию прочертил по склону.


Спуск поначалу достаточно крут и конца серпантинам кажется не будет. Встречные машины надсадно ревут, выпуская удушающе-чёрные клубы солярочного дыма. Им конкретно не хватает кислорода, мне же дышится совершенно прекрасно.

Каждый метр вниз делает окружающие горы всё выше и выше, постепенно стискивая пространство размерами ущелья. Совсем недавно я смотрел на него в прямом смысле свысока, теперь стал его частью, но лишь в виде маленькой песчинки.


По дороге вниз взгляд автоматически отслеживает ситуацию под ногами и фиксирует ту картинку, что находится на каком-то отдалении – на противоположном берегу ущелья или впереди. Отвесная стена рядом воспринимается просто как… отвесная стена. Понять, что на самом деле она представляет удалось, когда помня прошлые свои «подвиги» на предмет «удирания в автономку», перехожу на шаг, чтобы подождать Давида. Поднимаю голову и вижу огромные, нависающие над головой глыбы. Нет, туда я больше смотреть не буду…


Постепенно градус спуска становится минимальным. Мы двигаемся по дну ущелья, параллельно с речкой Мегри. Температура достигла того уровня градусов, которые я охарактеризовал как «Адова топка». Давид догоняет со словами: «Тебе не кажется, что мы где-то в Эмиратах бежим или в чём-то подобном?». Конечно кажется! А ещё кажется, что какие-то тёплые руки начали трогать за колени…

Воздух жаркий до плотности, или плотный от жары – не знаю как это лучше выразить словами. Несмотря на изрядно кусачее солнце мы загораем – ведь это финальный день! Это наше финальное  солнце! И оно тут единственное в своём роде на всю Армению.

Впереди всё более явно вырисовываются отроги иранских гор. Они жарко-коричневые и совсем другие, не армянские…


Казалось бы – всё ведь рядом! Ну «нарисовали» люди границу, и что?! На деле же эта граница ещё и природная. Здесь, до самого Аракса, который и есть «линия разграничения государств», растут деревья и вообще – есть зелень. Там – вообще ничего кроме песка и камня! Там просто пустыня…

Кстати, о зелени. Прямо у дороги деревья усыпанные инжиром – он же фига или смоковница… А рядом свисают с веток спелые гранаты…  Говорят, здесь и киви произрастает, но это видимо где-то в глубине садов.


О приближении финиша сигнализируют километровые столбы. Сегодня мы смотрим на их обратную движению сторону, где километры всё ближе к «абсолютному нулю».

Вбежали в Мегри. Жара уже просто «дальше некуда», но она начинает мне откровенно нравиться. Особенно приятно бежать, когда «обдувательный эффект» возникает. А как остановился – всё… Как тут люди живут?!

Если дома, что внизу и ближе к речке – в буквальном смысле утопают в зелени, то те, что наверху  на голых горных склонах… Кроме «раскалённой сковородки» других аналогий не нахожу…


Вносим некоторое оживление в сонно-жаркую жизнь небольшого городка, а за ним попадаем уже на прямую, выводящую к границе. Вот и вывеска, разъясняющая где Иран и где Ереван.  Вышки пограничные, заграждение  из «колючки».

Обнаруживаем огромную карту Армении, которая ещё раз демонстрирует нам – что мы сделали… В голове пытается уложиться мысль, что мы пробежали всю эту карту с самого её верха и до низа… Нет, это ещё надо осознать… Пока не сильно получается…


Дорога слегка отворачивает в сторону, а потом совершает то, чего я ожидать никак не мог – она вплотную прижимается к следовой полосе и дальше мы бежим уже параллельно границе. К сожалению нельзя окунуться в Аракс. Он шумит в нескольких метрах – за деревьями. Но там ничейная территория…


Выбираем место для финальной фотографии. Надеваем футболки, чтобы поприличней выглядеть – исторический кадр всё-таки. ФИНИШ!!!

Не знаю, что написать про эмоции тех минут. Были… Но, не столь бурные как можно было ожидать. Видимо не дозрели ещё до полного осознания…


Садимся в машину и на всех парах несёмся назад к перевалу. Мы отменили плановую ночёвку в непосредственной близости от границы и возвращаемся назад в Каджаран. Мэр этого города Вардан Геворгян, с которым мы вчера познакомились, предложил нам совместно отметить окончание пробега…

 ПОСЛЕФИНИШНЫЕ МЫСЛИ…

Наш путь проследовал по 4 марзам (областям) Тавуш, Гегаркуник, Вайоцдзор и Сюник...

Преодолены шесть серьёзный перевалов: Ноемберян 1 177 м,

Семёновка 2 130 м, Варденяц 2 397 м, Сараван 2 360 м, Тас 1 680 м, Мегри 2 535 м и великое множество «несерьёзных»...

Всего за 11 дней мы забрались на 9 512 м и спустились на 9 290 м.

А километров позади 536… У меня они все беговые. Давид пробежал 400, Севак - 350. Оставшееся до общей суммы расстояние ребята докрутили на велосипеде.

Насколько трудны были эти километры для меня? На самом деле – более чем очень…

Казалось бы – имею опыт прохождения тысячи за 10 дней, а тут дней на один больше, а расстояние вполовину меньше. Но, это понятия совершенно несравнимые. Они разные…

В Нью Йорке было просто кружение по практически ровной «замкнутой прямой», а здесь каждый день приносил новые сюрпризы в виде многокилометровых подъёмов с градиентом до 12% и столь же крутых и продолжительных спусков. Я не преувеличиваю – подъёмы были действительно не в один, не в два, а в несколько десятков километров. И речь идёт не только о перевалах, а об обычных армянских дорогах.

За эти дни случилось много всего и разного…

Было приобщение к прекрасной природе, к непередаваемым красотам древнейшей страны. Была борьба с собственными сомнениями и страхами, и последующая радость победы над собой.

Были серьёзные отказы различных внутренних органов и снова радость от того, что это не смогло остановить. А органы эти были просто вынуждены смириться, подчиниться и включиться в работу…

Много чего было. Настолько много, что первые дни пробега казались далёким прошлым – из другой жизни.

Но, главное, что мы остались единой командой, которая сумела выполнить задуманное, и при этом не скатиться до мелких конфликтов – вполне нормальных во время подобных мероприятий. Мы всегда находили общий язык и умели вместе радоваться каждой отдельной, а потом и общей нашей Победе.

Ещё раз спасибо ребятам за этот совместный жизненный этап длиной в 536 километров, из которых девять с половиной было вверх, и почти столько же вниз…

Спасибо всем тем людям, благодаря которым состоялось моё участие в этом уникальном мероприятии.


ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Большой получился материал, но многое всё равно осталось «за кадром».

По пути у нас было множество разных встреч с жителями Армении всех возрастов – как организованные, так и совершенно спонтанные.

Наш пробег «контролировали» центральные армянские телеканалы, и в аэропорт я уехал прямо из прямого эфира который транслировался на всю страну.

Мы жили в отелях и обычных домах, где нас принимали совершенно обычные люди.

Из всего «недосказанного» можно создать ещё одни «путевые заметки», чему может быть и придёт своё время. А пока – спасибо всем, кто читает эти строки…

30.08-9.09.2015Баграташен-Мегри Армения
Фото автора
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru