Рейтинг@Mail.ru
САЙТ АНДРЕЯ ХАЧАТУРОВА

О БЕГЕ И НЕ ТОЛЬКО...

(путевые заметки ультрамарафонца)

Моя страница на

"ADIDAS ELBRUS WORLD RACE"
46 километров за 12 с половиной часов…

Горы зовут тех, чья душа им по росту.

 

Скайраннинг – способ передвижения в горной местности на высоте выше двух тысяч метров над уровнем моря по рельефу. Трасса скайраннинга не превышает второй категории сложности по альпинистской классификации. С 2012 года скайраннинг в России — признанная министерством спорта дисциплина альпинизма.
Я не зря начал с этой короткой справки, потому как всё, что вы будете читать дальше, было для меня настоящим откровением. В том плане, что я совершенно неожиданно для себя оказался в ситуации, которой не предвидел в принципе. Да горы, да подъёмы на некие высоты – это всё знакомо. Но, чтобы альпинистскими тропами…
Итак, Кабардино-Балкария. Первые числа августа 2016 года. Соревнование с красивым названием ADIDAS ELBRUS WORLD RACE, в рамках которого мне пришлось принять участие в ELBRUS MOUNTAIN MARATHON.

Эльбрус

ДОРОГА В ГОРЫ. НАЧАЛО

Сказать, что я там оказался исключительно по счастливому стечению обстоятельств, значит сказать более чем кратко, и не затрагивая сути. Если же копнуть поглубже, то получается, что «ноги» этой поездки «отрасли» в близкой к Эльбрусу Армении.
Прошлой осенью мне удалось пробежать её от грузинской границы до иранской, то есть пересечь с севера на юг. Традиционно, по итогам родился материал и начал жить своей жизнью на страницах моего сайта.
А почти через год я наткнулся в соцсетях на объявление о совместном конкурсе ADIDAS и National Geographic Россия, для участия в котором предлагалось выложить на страницах этого уважаемого издания рассказ о преодолённом маршруте. В общем, моя ТРАНСАРМЕНИЯ, после некоего адаптивного сокращения, нашла своё место среди материалов других участников, а, буквально, за неделю до старта пробега мне сообщили, что я стал победителем конкурса…
Чуть позже раздался звонок из офиса ADIDAS, и девушка, представившаяся Марией, предложила выбрать подходящую мне дистанцию, сообщить свои пожелания по дням вылета-прилёта и размеры одежды-обуви для экипировки.
Честно говоря, всё это было настолько похоже на сон, что поначалу в эту сказку верилось с трудом. Но потом начали появляться и материальные доказательства. Сначала билеты, потом ссылка на сайт отеля… Ну и самое ценное для каждого бегуна – футболки, ветровки, кроссовки, которые сам несколько часов выбирал в одном из центральных магазинов ADIDAS, в пределах выделенной суммы.

Эльбрус

ДОРОГА В ГОРЫ. РАССУЖДЕНИЯ О ДИСТАНЦИИ

Заинтересует тех, кто туда собирается

Опыт уже определённый есть, поэтому к выбору дистанции подходил совершенно осознанно, безо всякой спонтанности. А спектр их был достаточно широк – 11, 34, 46 и 59 километров. Первые две отмелись сразу же. Ну, просто потому, что годы совместной жизни с бегом позволяли идти на нечто большее.
Если честно, сначала в голове отметилось лишь 59 километров, потом начал обращать внимания на «нюансы». В результате эти «мелочи» и стали решающим фактором в процессе принятия окончательного, и как выяснилось позже, правильного решения. Могу раскрыть тайну его рождения…
На сайте пробега обнаружил карты всех дистанций, но это можно отнести к информации исключительно вторичной и мало о чём повествующей. Гораздо важнее правый верхний угол картинки, где расположился график высот и километров.

Эльбрус

Следующее, на что нужно обратить внимание – это результаты прошлых стартов, лимит времени на прохождение и фотографии дистанции. Последнее, как выяснилось позже, а точнее очень поздно – самая неинформативная часть.
Итак, предлагались: Elbrus11 км, набор высоты 1840 м, Elbrus Trail 34 км, набор высоты 2100 м, Elbrus Mountain Marathon 46 км, набор высоты 3150 м, Elbrus Mountain Ultra 59 км, набор высоты 4010 м.
А теперь внимание! Контрольное время первой дистанции 12 часов, двух следующих 24 часа, и последней 28 часов… Это ли не повод призадуматься? Почему так много? Ведь известно сколько времени даётся на среднестатистический марафон.
Идём дальше. Если учесть, что первый участок одинаков для всех, значит, первые 11 километров отнимают от набора высоты 1840 метров. Соответственно тем, кто пошёл на 34 километра остается на концовку дистанции всего лишь 250 метров высотного набора, что в тех условиях можно приравнять к статистической погрешности.
А для тех, кто идёт на дистанцию 46 или 59 километров – это продолжение долгой и трудной работы. Одним ещё 1300 метров вверх, другим – все 2170.
Не утомил арифметикой? Всё, она закончилась, теперь просто рассуждения на тему как и удовольствие получить максимально-полное и в живых остаться.
Возвращаюсь к фоторяду. Разглядывая его пришёл к выводу, что хоть плохонькая, но дорога всё-таки будет. А если и встретятся на пути речки и каменюки, то очень иногда. Поэтому решил больше внимания уделить набору высот, одновременно проанализировав время лидеров прошлогоднего забега. Тут всё очень интересно – если на 34 километра ушло гораздо меньше четырёх часов, то на 46 целых восемь, с «хвостиком». Значит, в этих тринадцати километрах есть какая-то закавыка…

Идём дальше. На 46-и километрах два перевала с высотой по 3500 каждый, и общим набором более 3000 метров, на 59 – перевалов уже три и набор за 4000 метров. Перевалами меня не испугать, поскольку брал в Армении и несколько штук за день, но высоты там всё-таки были несколько иные плюс асфальт. Изображать из себя «звезду», которая о дистанции ниже ультра даже и разговаривать не будет, не привык, поэтому принимаю окончательное решение о 46 километрах, и долой все сомнения.

ДОРОГА В ГОРЫ. МЫСЛИ ОБ АККЛИМАТИЗАЦИИ

Мой куратор из ADIDAS, Мария, предложила переместиться ближе к Эльбрусу хоть за неделю до старта. К сожалению, от этого пришлось отказаться из-за работы.
Решил идти испытанным путём — день дороги, день на месте, день старта. Такую схему обкатывал и в Армении, и на Эльтоне, то есть на разных высотах и в разных климатических зонах. Сработала она и сейчас. Хотя, здесь следует учитывать ещё один фактор. В последние годы понял, что две тысячи метров и выше для меня высота самая благоприятная. Мне тут хорошо сразу, безо всяких переходов. А вот спускаться потом с высоты явно тяжело…
Ну, а тем, кто на соревнования в места с непривычным климатом и высотой отправляется впервые, могу сказать, что общепринятым правилом считается старт в течение трёх дней, либо уже через пять.

Эльбрус

КРАСОТИЩА!

Самолёт приземлился в Минводах в семь вечера. Воздух как в парной – жаркий и влажный. Отметаю назойливые предложения таксистов отвезти в Грозный, Нальчик, или куда пожелаю. У меня уже обеспеченный трансферт, о котором позаботился всё тот же ADIDAS. Водитель Руслан сообщил, что ехать нам до гостиницы в посёлке Терскол целых 190 километров.
Сначала почти ровно до Баксана. Затем вверх на полторы тысячи метров. Быстро темнеет, поэтому постепенное окружение горами угадываю исключительно интуитивно.
Знакомая по фотографиям гостиница, хороший номер, шум потока за окном… Температура воздуха +8º, а всего несколько часов назад в Минводах было +35º.
Утром обнаруживаю за окном лесистый склон чего-то высокого. Вид, скажем так, не из привычных… Спускаюсь на завтрак и уже из окна ресторана вижу первый снежный пик. Спрашиваю официантку: «Это что за гора?», — в ответ: «Просто гора…».

Эльбрус

До отрогов Чегета, который тут является главным горнолыжным объектом, меньше километра по лесной тропинке вдоль бурлящей реки Баксан. Здесь шумит разноязыким народом рынок, наполненный местными товарами, продуктами, вином, вареньем… Отсюда же стартует канатка и уходит пешая тропа. Вокруг целое скопление отелей и отельчиков, больших и маленьких едательных заведений.
Здесь шумно весь день и слегка шумновато вечерами. Здесь можно встретить довольные, изрядно тронутые высокогорным загаром, лица с сертификатом подтверждающим факт восхождения на высочайшую гору Европы Эльбрус в руках. Здесь много эмоциональных обсуждений – что там и как на высоте. В общем, здесь просто классно!

Эльбрус

Не удержался и тоже рванул по склону. Утилитарных целей как минимум две – попробовать кроссовки и просто пройти лёгкую «притирку» к новым для ног условиям крутого подъёма и столь же крутого спуска. А вообще, было желание полюбоваться красотами, которых, как известно, тем больше чем ты выше…
Полторы сотни метров вверх, пара поворотов, и вот, уже шикарный вид на Эльбрус… Кстати, больше я его таким и не видел. Во время бега он вот так в полный рост не открывался. Или я просто упустил тот момент, потому как совсем не до него было.
Будучи человеком в скайранинге совершенно наивным, подумал, что примерно такая тропа будет и на дистанции. Да крутая, да каменистая, да местами сложно-опасная… Но, по такой я бежать могу, причём достаточно долго.
Завтра я понял, насколько был не прав…

Эльбрус

Андрей Хачатуров
Фото автора

Комментарии ()

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru